Сначала... чувство, потом... знаки, теперь - «Явление»

«Человек - царь природы. Все животные и растения на Земле склоняются перед великим существом на двух ногах. Человек - это звучит гордо!»... Сколько еще подобных мыслей мы внушаем себе? Мы посчитали, что приручили весь этот мир. Не успев познать самих себя, мы объявили о покорении природы... Но мог ли кто-то из нас допустить, что на самом деле мы причиняем планете невыносимую боль? Сегодня я познакомлю Вас с новым фильмом от М. Найта Шьямалана. У нас было чувство, мы видели знаки... а теперь пришло «Явление».

«Деревья агрессивны... Мы всех здесь настроили против нас...»
Дон Хуан Матус

«Когда с лица Земли исчезнут пчелы, человечество просуществует только четыре года...»
Альберт Эйнштейн

«Человек - тот, за кого он сам себя держит. Коли сумеет изменить свои мысли в сторону добра, то переменится все в его жизни...»
Ванга

Не успела состояться мировая премьера картины Шьямалана, как весь Интернет уже пестрит гневными переписками между поклонниками творчества своенравного индуса и критиками, раздражающимися при одном только слове о Найте.

В «Явлении» Земля устала предупреждать людей наводнениями и катаклизмами. Планете очень больно, и боль эта стала для нее невыносимой. Когда же человеческая жестокость достигла своего апогея, по людям был нанесен первый удар. Однажды ранним утром, когда ничто не предвещало беды, вся флора Северной Америки вместо кислорода выбросила в воздух аэробные нейротоксины, вдохнув которые человек лишился главного инстинкта - самосохранения. А единственной целью «вдохнувших новый кислород» стало скорейшее самоуничтожение любым доступным способом...

Такая жуткая идея картины посетила Шьямалана по дороге в Нью-Йорк, когда он проезжал на своем автомобиле район Нью-Джерси и любовался зелеными насаждениями. Неожиданно его посетила мысль: «Вдруг вся растительность Земли обернется против людей?».

Как сообщалось ранее, изначально картина должна была называться «Зеленый эффект» или «Зеленая планета». Когда сценарий был закончен, Найт разослал его по крупнейшим голливудским студиям и с трепетом ждал ответа.

Как и опасался режиссер, особого интереса рукопись не вызвала ни у кого. Но удача улыбнулась Шьямалану, когда он переписал сценарий вместе с Берри Менделом. Более месяца ушло на доработку, после чего неугомонный индус вновь разослал рукопись по киностудиям.

Наконец, сценарию был дан зеленый свет - сразу несколько представителей голливудских кино-гигантов связались с Найтом и предложили сотрудничество. Сам же Шьямалан решил выбрать студию «Fox», подчеркнув, что его привлекает энтузиазм и оригинальность проекта «Послезавтра», поэтому он готов доверить свое детище именно этой компании.

В разгаре лета 2007 года в Филадельфии, режиссер приступил к съёмкам нового фильма.Главный герой картины - профессор биологии по имени Элиот Мур, который пытается спастись вместе со своей женой и маленькой девочкой, которую доверил ему друг.

По словам режиссера, ему было интересно создавать не просто «сверхбюджетный триллер-катастрофу», которыми сейчас изредка зрителя балует Голливуд. Режиссер был вдохновлен «старой школой триллеров» - это фильмы 50-60-х годов, когда в Америке еще не существовало цифровых монстров силиконовой долины. В то время на актера возлагалась вся ответственность по созданию леденящей атмосферы, наполненной чувствами и переживаниями. Только особый тонкий дух картины мог заставить людей бояться и в тоже время переживать за героев того времени. По словам Шьямалана источниками вдохновения для этого фильма послужили культовое творение Хичкока «Птицы», а также «Похитители тел» Роберта Уайза.

«Явление» - это самый жестокий, наполненный насилием и многочисленными смертями фильм Шьямалана. Это фильм-вызов, фильм-откровение всему человечеству. Еще со времен «Шестого чувства» Найт хотел освободиться от продюсерского давления и поскорее отправиться в свободное плавание, чтобы дарить зрителю фильмы от чистого сердца без заявки на «рейтинговые темы». И эта картина стала для него переломным моментом - режиссер либо покорит весь мир, либо безнадежно будет повергнут кинокритиками.

И первая волна негодования не заставила себя долго ждать. Тему «Явления» назвали не оригинальной и не совсем актуальной для нашего времени. Зачем, мол, нам, взрослым дядям и тетям, лишний раз твердить о том, что если мы будет плохо относиться к матери-природе, то она рано или поздно ответит нам. Хочется задать справедливый вопрос - а не это ли сегодня одна из главных задач человечества - понять насколько мы пагубно влияем на планету? Ведь никто сегодня не задумывается о том, что, например, в Канаде пчеловоды уже практически не в состоянии получить гречишного меда. Виной тому стали генетики, создавшие гречиху, с которой пчеле уже нечего взять. Пчеловодство убивает генная инженерия. Перечень медоносов все короче. Такими темпами уже пора опасаться того, что люди в обозримом будущем останутся без меда...и без пчел - этих удивительных насекомых, которые появились на планете гораздо раньше человека.

И если кто-то этого не понимает, то за время просмотра «Явления» режиссер попытается донести эту идею до искушенного зрителя. Для этого Шьямалан избрал много способов - от прыжков в вольер со львами, до украшения ветви старого дерева человеческими телами.

Вот что говорит сам режиссер: «Мой главный страх - оказаться посредственным. Это меня пугает. Каждый день я сражаюсь с демоном посредственности, и в большинстве случаев он выигрывает. Но иногда выигрываю я...». Конечно, мы не могли обойти вниманием игру Марка Уолберга, который зарекомендовал себя как неплохой актер еще в «Планете обезьян». Благодаря герою Марка зрителю несколько раз за фильм будет дана возможность перевести дух и даже посмеяться, несмотря на то, что он будет погружен в Апокалипсис. Зуи Дешанель, исполнительница главной женской роли, очень четко сумела передать кризис отношений в семейной жизни, чувство вины перед супругом за ложь, но, в то же время, и всепрощающее раскаяние, когда в конце фильма она отправилась через поле на встречу верной смерти. Ее вела любовь. И привела именно туда, куда нужно.

«Явление» весьма жутко. Эмоции после просмотра фильма могут быть самыми разными - от невыносимой депрессии до всепоглощающей любви ко всему, что нас окружает. Но тех, кто рассчитывает на стандартны голливудских «шедевров», мы спешим разочаровать. Ничего подобного вы в картине не найдете. Зато Шьямалан сумел рассказать все, что хотел.

Конечно, главной идее фильма уже не одно тысячелетие. Повествования о том, что Земля - живая, мы могли прочесть еще в индийских ведах.

Но, как бы то ни было, режиссер дает зрителю право выбора, когда он выйдет из кинотеатра. Чем нам наполнять наши души - любовью и светом или злостью и ненавистью? Решает каждый сам. Но пусть тогда каждый, сделав выбор, задаст себе вопрос - долго ли еще Земля будет нас терпеть?
».

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz