«Унесенные призраками» - куда приведет судьба в этот раз?

В каких только сказках и притчах мы не встречали рассказов о том, как маленький ребенок сталкивается со «взрослыми» проблемами и вынужден заботиться не только о себе, но и о своих родителях. Но много ли среди подобных произведений действительно необычных историй? Я открыл для себя весьма интересный мультфильм «Унесенные призраками», который будет полезно посмотреть как детям, так и взрослым.

В мире найдется превеликое множество поклонников японской анимации. Аниме и манга стали едва ли не лицом мультипликации, что пришла к нам из страны восходящего солнца. Однако, как полагают многие, необъяснимая притягательность такого искусства в том, что японцы смогли сохранить свою культуру изолированной от основного мира. Более того, они продолжают чтить традиции и прививать молодому поколению основы терпимости, уважения и гармонии. Наверное, именно в этом и кроется секретный рецепт популярности японской мультипликации.

Нельзя сказать, что русская школа анимации поддалась глобализации и потеряла свою оригинальность. Но вот английская, французская и испанская школы уже давно стали частью американской культуры. Парадокс - японская мультипликация только процветает и гармонично эволюционирует, впитывая новые технологии, приходящие с Запада, оставаясь при этом самобытной и экстраординарной. Шедевры токийских режиссеров получают множество наград, знакомя зрителя Европы и Америки с мифологией буддизма и синтоизма.

Ярким примером такого успеха является мультфильм режиссера Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», вышедший на экраны 20 июля 2001 года. При работе над очередным проектом художники-мультипликаторы студии Ghibli ориентировались в первую очередь на отечественного зрителя, и никак не могли предполагать, что мультфильм ждет общемировое признание и более тридцати призов на различных фестивалях, в том числе и «Оскар».

Назвать «Унесенные призраками» притчей язык не повернется, но и сказкой это творение не обзовешь. Наверное, ближе всего к определению будет некий симбиоз двух понятий, поскольку в этой истории волшебство соседствует с индустриализацией, философия граничит с нелепостью, а любовь рождается из жадности...

Маленькая Тихиро вместе с родителями должна поселиться в новом городе. Но, свернув с дороги не туда, семья приехала в пустынный и заброшенный парк развлечений, где в одном из развалившихся кафе родители девочки обнаружили шикарный стол с различными блюдами. Они с жадностью набрасились на еду, но с наступлением ночи превратились в жирных свиней, став пленниками хозяйки древних купален для богов и духов. Теперь, оставшись совсем одна, юная девочка должна придумать - как ей сохранить жизнь, расколдовать родителей и вернуться обратно - в свой мир...

Восточная мудрость гласит - как под ржавчиной может покоиться разящий клинок, так под жадностью и эгоизмом может прятаться светлая душа. В Японии люди верят, что в мире просто не существует зла, и такое понятие просто придумано, чтобы оправдать беспомощность тех, кто называет людей «злыми». Такое убеждение основано на вере в то, что каждое живое существо находится на своем месте во времени, и оценивать наши поступки можно лишь зная - какое положение мы занимаем среди людей. А магия призвана на помощь для того, чтобы каждый смог очиститься и избавиться от совершенных ошибок. Черная душа - всего лишь грязная душа, которую можно и нужно очистить, вымыть и выбросить остатки черни вон. Знаменитая японская чистоплотность и аккуратность берут свои корни как раз из этого поверия, которое проиллюстрировано в мультфильме во всей красе.

Изображая в «Унесенных призраками» потустороннюю Японию, Миядзаки показывает зрителю фантасмагорическое величие иного мира: смена дня и ночи, бескрайние зеленые просторы, поезд на воде, голубые букеты гортензии у купален, лабиринты цветущих растений, таинственные звери и живые угольки с характером. Такой праздник фантазий рассчитан, конечно, на маленьких зрителей, даже духи изображены в мультфильме глазами ребенка - они напоминают чудные детские игрушки, не говоря уже о гигантском редисе, доставившем Тихиро к колдунье.

Картины укие-э, маски кабуки и многие другие элементы восточной культуры делают произведение Миядзаки просто неотразимым. Но всех гостей мадам Юбабы объединяет одно - они живут именно таким «отшельническим миром», отделенным от людей. А принять видение духов - значит «перестать расти», прекратить взрослеть и в итоге просто забыть человеческие порядки. В мультфильме показана жизнь именно таких существ, которые «забыли» и отказались от мира людей - кто-то стал гигантской лягушкой, кто-то превратился в живой уголек, ждущий разноцветных конфеток на обед, а кто-то сохранил свое тело, но уже не считает себя человеком.

Режиссер не обошел вниманием и глупости, которыми пестрит жизнь современного общества - чего только стоит высмеивание культа еды и бесконечных кулинарных ток-шоу. Хаяо показал зрителям отца Тихиро, который, как собака, искал по запаху стол, еда на котором предназначалась для духов. Возмездие не заставило себя долго ждать. Также в мультфильме не обделена вниманием и экологическая проблема, когда работники купален не на шутку перепугались, увидев гигантскую вонючую, да еще и живую гору грязи, которая оказалась духом рек. Благодаря Тихиро из призрака вышли тонны нечистот, которыми люди загрязняли водоемы по всему миру.

Весьма оригинален образ двух женщин-колдуний. Одна - жестокая и деловитая, другая - спокойная и заботливая. Но эти различия безжалостно стираются, если вглядываешься в них, отказавшись от влияния эмоций - перед нами, как ни странно, предстает одна и та же героиня, которая всего лишь способна сочетать в себе столь противоположные черты характера. Я солидарен во мнении о том, что наиболее ярко в мультфильме представлена история ученика колдуньи, забывшего свое имя, а точнее, променявшего на возможность обладать удивительной силой. В этом мире ничто не дается даром - и это был ему урок. Но к счастью, Тихиро вновь дарит юноше имя. Однако ничего чудесного не произошло, ибо чудеса становятся необъяснимыми только в том случае, когда человек этого хочет.

И, самый важный акцент мультфильма исходит к так называемому «злу» во всех его проявлениях. На первый взгляд, Юбаба кажется невероятно жестокой ведьмой, хотя это не правда, просто «таковы правила». Ученик колдуньи попытался обворовать ее сестру - но он не руководствовался личной выгодой. А ребенок, который пригрозил сломать Тихиро руку, всего лишь хотел привлечь к себе внимание, мы не говорим уже о ворчавшей купальщице, которая просто по-другому не умела разговаривать. И даже оборотень, который чуть не проглотил половину работников бани, хотел всего лишь заполнить внутреннюю пустоту своей сущности, позаимствовав привычки и характеры у других. Злых персонажей в мультфильме просто-напросто нет! И в этом урок - мы можем действовать правильно или не правильно, только и всего.

Ребенок от природы легче приспосабливается к новым обстоятельствам, поэтому юная Тихиро быстро освоилась в потустороннем мире. Трудности изменили ее, но и она заставила многих измениться. Как говорится, личные перемены никого не касаются, но они не могут не затронуть тех, кто рядом.

На Земле все взаимосвязано. Жизнь состоит из событий, переплетенных так тесно, что, задев что-то одно, ты невольно изменишь все остальное. Взгляни на мир по-другому - и он станет иным! Вместо жестокой борьбы с Юбабой, Тихиро просто назвала ее «бабушкой» - и победила. Вместо того чтобы принять золото из рук безликого оборотня, отказалась - отчего призрак стал верным другом девочки.
Другими словами, если в человеке нет хитрости и расчета, то существа со всего мира к нему потянутся. Такие, на первый взгляд, простые, но под час невыполнимые для нас истины просто переполняют «Унесенные призраками»...

Но режиссер, который выступил еще и в качестве сценариста, не забыл упомянуть о таком понятии как «долг». Тихиро в первую очередь должна помочь родителям - ее новый дом чудесен и удивителен, однако за право остаться в нем ей нужно заплатить жизнью мамы и папы. В конце, когда девочка покидала друзей, ей было, несомненно, больно, хоть улыбка и озаряла ее лицо. Но зато она спасла две жизни. 

Все мы когда-то были детьми... поэтому, мало ли что нам могло померещиться среди потрескавшихся зданий заброшенного парка развлечений. Однако каждый из нас готов вкусно поесть и удобно поспать - это, пожалуйста! Правда, кто знает - что мы отдадим за поступок, который собираемся совершить. Потому что одна истина всегда незыблема - деньги - всего лишь бумага. Возможно, в другом мире нам придется платить за содеянное кровью. А жизнь окажется всего лишь сном жирной свиньи. Мир превратится в старый хлев, где тепло, хорошо и где есть с кем похрю... пообщаться. Но столь ли далек тот час, когда душа освободиться от бренной плоти. И какова будет ценность прожитых лет? Возможно, над такими вопросами стоит подумать. Или просто выбросить их из головы, как мы делаем это каждый раз, созерцая плывущий по реке хлам...

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz