«Сумерки. Сага. Затмение»

30 июня на экраны России вышла третья часть вампирской эпопеи «Сумерки. Сага. Затмение». Экранизация третьей книги Стефани Майер получилась абсолютно непохожей на предыдущие 2 картины. Новый стиль можно охарактеризовать так: «Взрослее. Неистовее. Злее».

События третьей картины разворачиваются с череды непонятных исчезновений в Сиэтле. Семья Калленов начинает подозревать в этих беспорядках вампиршу Викторию, которая никак не может успокоиться и, ведомая чувством мести за смерть любимого, готовит армию новообращенных для нападения на Беллу. Самой девушке в это время приходится не просто – оказалось, не так легко сделать выбор между Эдвардом и Джейкобом. Белла прекрасно понимает, что после выпускного ей придется принять самое важное решение в ее жизни. 

Всем известно, что «сумеречная» сага задумывалась изначально как женское кино. Миллионы девушек по всему свету, глядя на экраны, представляют себя на месте Беллы. Мало кто из них не хотел бы оказаться между горячим Джейкобом и хладнокровным Эдвардом. 2 часа романтики, созданной писателем-женщиной, мало кого оставили равнодушным. 

Безусловно, «Сумерки» - это коммерческий проект. Однако перестанем кривить душой и скажем прямо, что в этой картине чувствуется нечто особое. А кто из вас не был молодым? Кто из вас не спотыкался, ошибался в выборе, делал ставку не на того человека и просто боялся завтрашнего дня? Много глупого в поступках молодой девушки - но не меньше в них и честного...
 
Хочется от всего сердца похвалить Мелиссу Розенберг – сценаристку «Затмения». Для нее, как для лучшей подруги Стефани Майер, было делом чести написать качественный сценарий. По мнению творческого коллектива Dreamiech Vision режиссер «30 дней ночи» Дэвид Слейд – хороший выбор. Помимо одного из лучших фильмов ужасов о вампирах, за плечами британца видеоклипы группы «Musе». Мы уже не раз могли убедиться, что визуальная красота достигает своего апогея наиболее часто «в руках» тех режиссеров, которые имеют опыт работы над клипами звезд мировой музыкальной сцены. 

Скажем начистоту, компания Summit Entertainment отчетливо дала понять, что в третьей картине важно не соблюсти литературный оригинал досконально, а сделать фильм привлекательным не только для девушек, но и для парней. Дэвид Слейд с этой задачей справился на все 100%. Свою планку рейтинга «детям до 13 лет» он отработал потрясающе. Во время битвы вампиров и оборотней невольно хочется сжаться в сидение, глядя на то, как отрываются головы, отлетают руки и тела перекусываются огромными зубами. 

И, все же, костяком фильма продолжает оставаться любовный треугольник юной девушки, вампира и оборотня. Фильм открывается сценой, когда Белла и Эдвард читают стихотворение Роберта Фроста «Огонь и лед» - именно так можно было бы обозначить стилистику всего фильма – как вечное противостояние пламени и льда. Не будем вдаваться в подробности сюжета, но порой просто захватывало дух от резких поворотов сюжета, то в сторону симпатии к Эдварду, то в направлении сочувствия к Джейкобу. Чего стоит только сцена в палатке во время снежной бури, когда вампир и оборотень разговаривают друг с другом через спящую Беллу. Уже за одну эту сцену можно было бы назвать «Затмение» потрясающим. 

Третий фильм стал первым в цикле саги, когда героиня начинает чувствовать себя взрослой. Впервые поднимается вопрос интимной близости и все, присущие этому периоду, неосторожности в общении. «Затмение» - это один из тех редких случаев, когда подобная тематика не только не раздражает, но и становится гармоничной частью истории.

Даже в действиях Виктории прослеживается любовный оттенок. Хотя в этой серии нам предстоит узреть всю ее жестокость и хладнокровие, присущее женщине со смертельной душевной раной. 

И за всеми этими событиями, свысока, не вмешиваясь, присланы вампиры из клана «Вальтури». 

Игра актеров растет от фильма к фильму. Сама писательница Стефани Майер заявила в одном из своих интервью, что Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт воплотили в фильме именно тех Эдварда и Беллу, которые ей когда-то приснились. Других актеров, играющих этих персонажей, подобрать и представить просто невозможно. 

На роль Виктории в этот раз взяли Брайс Даллас Ховард – актриса хорошо известна российскому зрителю по фильмам «Таинственный лес», «Девушка из воды» и «Терминатор: да придет спаситель». Многие поклонники ополчились на создателей картины за то, что Рашель Лефевр была отстранена от участия в 3 части саги. Но, не меньшее количество зрителей отметили, что Ховард в своей агрессивности и неистовости переплюнула Рашель. На вкус и цвет, как говорится, но трудно со втором мнением не согласиться. 

Персонажи второго плана – Райли, Розалии, Бри и Джаспер были изображены актерами весьма достойно. 

Хочется отметить, что в «Затмении» гармонично сплелись сюжетная линия любовного треугольника и новинка для серии – зубодробительные боевые сцены. А оператор картины, Хавьер Агирресаробе постарался на славу - пейзажи Британской Колумбии только подчеркивали драматичность истории: там, где есть место напряжению – холодно и снежная буря… там, где любовь – поляна, утопающая в цветах. 

Но, нельзя и не заметить очевидный минус – немного «скомканный» финал картины. Создалось ощущение, что заявление президента «Summit» Эрика Фейга о том, что окончание заключительной серии «сумеречной» саги будет грандиозным, является этаким извинением и работой над ошибками. Потому что  «Сумерки» - это не тот случай, когда можно игнорировать мнение поклонников серии. И доказательством тому – результаты кассовых сборов. При бюджете картины в 68 000 000 долларов, касса «Затмения» уже составляет 261 000 000 долларов! Установлены даже некоторые рекорды, но нет никого смысла их перечислять, потому что главное в фильме – это его духовная составляющая. 


Зритель соскучился уже по тем картинам, где нет нужды окунаться в океан морали и нравственности, где не нужно рассуждать о добре и зле. «Сумерки. Сага. Затмение» несет в себе любовную историю. И не одну! Мы видим как положительных героев, так и отрицательных, которым тоже, как оказывается, не чужды сердечные мучения и переживания. За столь яркий драматизм спасибо и Стефани Майер и Мелиссе Розенберг.
 
Слоган картины гласит «Все начинается с выбора». И это правда. В попытках представления себя на месте главной героини многие зрительницы мечтают вдохнуть воздух иной жизни – где все будет по-другому. В наше время совершенно стерлись ценностные ориентиры, а слово «любовь» стало одним из самых унижаемых в мире. Но в этот раз такому положению вещей нет осуждения или поощрения. Есть только история. Любовная история, которая становится культовой для всего мира. Но, как оказывается, любить можно и двоих… Однако по-настоящему принять решение Белле еще предстоит. 

А какой выбор сделали бы вы?

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz