Темные начала: «Золотой компас»

После ошеломляющего успеха трилогии «Властелин колец» кинокомпания New Line Cinema должна была сделать ставку на что-то новое. Среди множества предложенных вариантов директора «NL» остановились на серии книг Филипа Пулмана «Темные начала». Я высоко оцениваю работу режиссера Криса Уайза, поэтому нашу новую рубрику «Жемчужины кинематографа» открываю рассказом об экранизации первой части трилогии – «Золотой компас»...

Первая книга из этой серии переносит нас в параллельный мир и повествует о приключениях двенадцатилетней сироты Лиры. Единственный из родственников девочки, дядя Азриэл, оставил племянницу на попечение своих друзей в Иордан-Колледже Оксфорда. Но юная Лира с радостью приняла приглашение отправиться на Северный Полюс на поиски Азриэла вместе с загадочной миссис Колтер. Но в ходе непредвиденных событий, девочка вынуждена бежать, спасая доверенный ей алитеомер – удивительный компас, дающий ответ на любой вопрос. В тот день маленькая Лира не могла даже предположить, что это путешествие перерастет в схватку с могущественной организацией «Магистериум», проводящей жестокие эксперименты над детьми...

В 2005 году из кулуаров студии «New Line» стали просачиваться первые известия о работе над новым крупномасштабным проектом. И одна за другой последовали новости об актерах, присоединившихся к «Золотому компасу». Николь Кидман, Дэниэл Крейг, Ева Грин и Сэм Эллиотт составили «звездный состав» картины, на которую были брошены лучшие мастера по спецэффектам Голливуда. Чтобы перенести параллельный мир, описанный Пулманом, на экран, потребовалось несколько лет упорной работы. Но это было далеко не главной проблемой для сценаристов.

Дело в том, что «Темные начала» несут в себе далеко не детскую тему с политическим подтекстом. В реалиях современного американского кинематографа антиклерикальность – далеко не самая желанная тема для переноса на экран. Тем самым режиссер Крис Вайс должен был не просто добротно передать зрителю дух «Темных начал» – преподнести персонажей во всей неповторимости красок их характеров, но и постараться сгладить «острые углы» печатного оригинала Пулмана, сместив политические протесты автора на второй план. Никому сейчас не нужна новая битва с религиозными радикалами, ибо у всех еще свежа в памяти борьба с «Кодом Да Винчи» Дэна Брауна.

С выполнением первой задачи Вайс справился ­– параллельный мир вышел красочным и живым. Повторив опыт «Властелина колец» режиссер вложил в пятиминутный пролог всю терминологию и описания вселенной, где рядом с каждым человеком живет олицетворение его души – дэймон, а любую истину можно узнать с помощью драгоценных алитеомеров. Во время просмотра кинофильма зрителю не становится скучно ни на минуту, ведь такой объем спецэффектов нынче может позволить себе далеко не каждый фильм. Наиболее интересным сюжетным ходом стала линия отношения людей с их «союзниками».

Дэймоны – существа, которые постоянно сопровождают человека по жизни. Они принимают форму животного, которое наиболее близко по характеру хозяину. Действительно, душа кого-то похожа на грозного тигра, у кого-то она прячется белой мышью на плече, а у кого-то извивается змеей на запястье. Человек без дэймона считается калекой в параллельном мире, поэтому каждый бережет своего «зверька», как вторую половину. Вайс уделил дэймонам добрую часть экранного времени, не редко отводя им решающую роль в людских битвах.

Стоит отметить, что режиссер не только не теряется за внешней эффектностью фильма, но и четко передает характер компьютерных персонажей. Пример тому – бронированный медведь Йорек Бирнисон настолько колоритный персонаж, что порой переживаешь за него не меньше, чем за персонажей: медвежья схватка поставлена столь динамично и естественно, что оторванная челюсть животного выглядит брутальным финалом одной из сюжетных линий.

Однако, на мой взгляд, улаживание антицерковной тематики далось режиссеру гораздо большими усилиями – «пулмановские настроения» в фильме мелькают изредка, но при этом выстреливают столь ярко, что невольно начинаешь думать – а была ли цензура? Но, в любом случае, антирелигиозность не отвлечет ­никого – опыты Магистериума над детьми отсняты в весьма умеренной форме. И потом, если зритель не знаком с первоисточником, то он просто не в состоянии будет «заглянуть между строк»... Зло против добра – привитая нам с детства классика...

Во второй раз New Line Cinema продемонстрировала мастерство экранизации фентези. «Золотой компас» устанавливает новую планку приключенческого кино. Многозначный финал картины совершенно отчетливо пророчит новую встречу с героями во второй части, а нам остается только взглянуть на результаты мирового проката, чтобы лишний раз развеять сомнения о грядущем продолжении. 

При бюджете в 180 миллионов долларов, прокат за рубежом продолжает приносить хорошие деньги – вот-вот отметка о доходах «Золотого компаса» приблизится к 370 миллионам по итоговым ожиданиям. Продюсер картины Дебора Форте крайне довольна существующим положением дел. Подкрепляя ожидания поклонников полученным за лучшие визуальные эффекты «Оскаром», Дебора заявила прессе, что намерена произвести на свет обе части трилогии ­– «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп».

Однако ситуация несколько осложнена событиями в самой New Line Cinema. На данный момент усилия поглотившей «NL» студии Warner Bros. сосредоточены на DVD-релизе «Золотого компаса», претендующего на звание «лучшего семейного приключения». Сейчас можно смело заявить, что «Золотой компас» станет началом новой интересной фантастической саги, которая еще не раз порадует поклонников жанра.

Я думаю, что трилогия «Темные начала» – это замечательная история о том, как дружба, верность и преданность сметают все трудности на своем пути. И если человек готов ради любви отправиться в неравный бой, то, несомненно, он выйдет победителем...

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz