«Тату» доказали свою независимость «Веселыми улыбками»

21 октября в Москве состоялся релиз третьего студийного альбома группы «Тату», который получил название «Веселые улыбки». Первоначально пластинку планировалось озаглавить «Управление отбросами», однако за некоторое время до выхода название поменялось. Итак, что же нам представили Лена Катина и Юля Волкова? Доказали ли они свою состоятельность вне «орбитального влияния» Ивана Шаповалова?

История самой успешной русской группы пестрит столь необычными поворотами и неожиданностями, что ее смело можно сравнивать с шекспировскими страстями.
После оглушительного успеха дебютного альбома «200 по встречной» и англоязычного аналога «200 km/h in the wrong line» продюсер коллектива Иван Шаповалов выкидывает никому не понятный номер – он отказывается записывать новый альбом, регулярно выбрасывая в СМИ многозначительные философские изречения о времени, творчестве и будущем. Проект, приносящий многомиллионные прибыли, оказался на грани краха. Был ли это творческий кризис или просто «не поделили» что-то, мы вряд ли узнаем, да и не нужно уже. Конечно, были попытки пролить свет на события тех лет, начиная от выпуска разрекламированной пустышки «ПодНеБесы» и заканчивая теориями заговора, столь любимыми российской желтой прессой.

Но группа выстояла. Вернувшись на большую сцену с красивым номером на премии Муз-тв Юля и Лена представили новую композицию «Обезьянка-ноль», которая нанесла удар по многомиллионной армии поклонников. Кто-то негодовал, высмеивая «бредовый» текст, обвиняя дуэт в потере творческого настроя и вообще во всех смертных грехах. Но кто-то влюбился в группу во второй раз. Когда же свет увидел второй студийный альбом «Люди-инвалиды» и его англоязычный аналог «Dangerous and moving», стало очевидно – проект «Тату» борется за существование. И все вроде бы хорошо, но постепенно компания Universal Music начала вести диалог с группой в весьма авторитарной форме, что не могло пройти мимо самого главного достояния проекта – творческих идей. Видеоклипы, промо-туры – все было на высшем уровне, но также становилось все более и более очевидно пагубное влияние «западного взгляда» на линию развития дуэта. Видимо, однажды чаша терпения нового продюсера группы, Бориса Ренского, переполнилась до краев, и «татушки» разорвали контракт с Universal Music.

И вот, после того, как певицы завершили активную концертную деятельность в рамках тура «Dangerous and Moving», настал момент, когда на карту было поставлено все. Нескончаемая критика российских СМИ, укоры поклонников за отсутствие «шаповаловского стиля» и очевидные «финансовые последствия» разрыва с крупнейшим медиа-гигантом постоянно давили на группу. И, если те неудачи, что постигали дуэт, можно было бы списать на формальности контрактных обязательств перед западными партнерами, то новый шаг должен был бы стать полностью самостоятельным. Отстаивание интересов «Тату» взяло на себя предусмотрительно созданное ООО «Т.А.Мьюзик», за спинами Юли и Лены встал новый коллектив, взявший на себя ответственность за будущее всего проекта.
Весной 2007 года дуэт приступил к записи третьего альбома. Работа проходила в Германии, США и России. Из-за беременности Юли Волковой предполагаемая дата релиза пластинки была перенесена с декабря прошлого года на лето 2008.

Менеджмент «Тату» не допустил ошибок второго альбома, попавшего в сеть раньше времени, и работа велась в полной секретности, что является совершенно нормальным явлением при записи нового материала.

«Первая ласточка» третьего альбома была представлена поклонникам в мае этого года. Макси-сингл, получивший название «Гиперион-пластинка «Белый плащик», имел нешуточный успех на территории России. Дело в том, что специфика отечественной музыкальной индустрии такова, что синглы  у нас просто-напросто не продаются. Однако по данным журнала «Billboard» диск «Белый плащик» показал весьма неплохие результаты для подобного издания, обогнав по продажам несколько полноценных альбомов других исполнителей.

Однако, по вновь вмешавшимся в планы группы обстоятельствам, третий альбом не вышел в назначенный срок. Скептики начали было вновь пророчить скорую смерть проекту, забыв о том, что эта самая смерть предрекается «Тату» каждый месяц, начиная от их выступления на «Евровидении».

И, буквально за неделю до релиза, как будто бы в насмешку над всеми апокалиптическими прогнозами, официальный сайт коллектива называет точную дату выхода третьего студийного альбома, получившего название «Веселые улыбки». Как было указано в пресс-релизе, смена названия произошла «ради ироничной улыбки понимающих людей». Для фанатов коллектива приготовили «12 вещей, выдержанных трехлетней тишиной»…

21 октября в московском магазине «Союз» состоялась презентация альбома, а также автограф-сессия. Постепенно диск стал распространяться по музыкальным магазинам России, а также поступил в официальную продажу на «ITunes».

Что же получили поклонники в третьем альбоме? С первых моментов прослушивания стало ясно – группа изменилась… выросла, поменяла взгляды на свое творчество – каждый может назвать это по-своему. То, что раньше никак не связывалось со стилем «Тату», стало опорной точкой новых композиций. То, что доселе казалось невообразимым, было воплощено в жизнь…

Первым слушателя встречает уже традиционное «Интро» - подготовка к прослушиванию основного материала. И, если в прошлом альбоме в качестве вступления был нелепо выбран проигрыш одной из композиций, то в «Веселых улыбках» вступлению придается особое значение. Однако это становится понятным только к концу альбома…

«Белый плащик» знаком многим еще со времени выхода «гиперион-пластинки». Это своеобразное видение отношений двух людей сквозь призму современности. И, если сама композиция пестрит разными образами, которые сложно объединить в целую картинку, то видеоклип поднимает несколько тем, начиная от человеческого равнодушия и заканчивая абортами. Несмотря на многочисленные противоречивые отзывы, ролик на эту композицию побывал во многих европейских чартах, далеко не ограничившись странами Восточного блока. Также данный трек имел успех и в странах Латинской Америки.

«You and I» - первый англоязычный сингл третьего альбома, авторами которого стали Endy Kubiszewski и Ed Buller. Композиция была встречена одобрительными рецензиями европейских музыкальных обозревателей. Оно и понятно, ведь не случайно песня является саундтреком к грядущей премьере одноименного фильма Роланда Джоффе. Релиз картины намечен на следующий год. В общем и целом, «You and I» отсылает к «All about us» - хиту второго альбома. Премьера сделала свое дело – песня довольно таки часто мелькала в столах заказов принявших ее радиостанций, что, естественно, подогрело интерес к новому альбому «Тату». Справедливости ради стоит отметить, что региональные радиостанции намного активнее ставили в эфир «You and I», чего не скажешь о столичных. У многих сложилось впечатление, что со столь агрессивной политикой московских радио-гигантов в скором времени будет целесообразно организовывать премьеры новинок сразу в нескольких регионах России – это позволит избежать отговорок, отсылающих к выдуманной «неформатности».  Может быть, стоит задуматься об этом уже сейчас? «Is it fair to be burned away? Is it fair that we live this way for the life we didn’t ask for?». Справедливый вопрос…

«Снегопады» просочилась в сеть за несколько дней до презентации альбома. Написанный Катей Салем и Slowman'ом трек был тепло принят поклонниками коллектива. Однако смысл данной композиции понимается не сразу. Он зашифрован многочисленными метафорами, что, в общем, свойственно «Тату». «Дотронься неслышно. Встань рядом, встань. Разрядом по крыше…».

«220» одна из наиболее спорных композиций третьего альбома с точки зрения сочетаемости слов и музыки. Ярко суицидальный текст от Валерия Полиенко отплясывает под непринужденные танцевальные ритмы. В видеоклипе на «220» показана весьма необычная хореография, которая окончательно демонстрирует противоречие как таковое. Но, может быть, в этом и есть изюминка данной песни – сочетать не сочетаемое. «220 на себя… Обмотался и вперед…».

«Марсианские глаза» - единственное творение от Сергея Галояна, выбранное для нового альбома менеджментом «Тату». Окрашенная яркими метафорами и сюрреалистическими образами, композиция поражает как своей смысловой составляющей, так и неожиданным вокалом Лены Катиной. В этой песне нет Юли Волковой, она исполнена сольно. «Я опять одна, видно, я больна. Зайчиков считать, белочек искать. Я хочу молчать…». Слова «Марсианских глаз» отсылают сразу к нескольким песням из прошлого Тату, в частности - к «Белочке». На сборнике «Тату в Поднебесной» она вышла едва ли не единственной вменяемой из всех представленных Шаповаловым. «Запрещенных снов безопасный секс» говорит о легкой ностальгии, возможно, автор вложил в строчки что-то личное, оформленное в такие метафоры, которые, хоть и будут озвучены на весь мир, но так и не раскроют полностью потаенного смысла… «Наверное, мне место на луне. Но страшно оставаться в темноте…».

«Человечки» - композиция, автором которой указана компания «Т.А.Мьюзик». По каким причинам менеджмент решил не раскрывать конкретные фамилии и имена – не понятно. Может быть, стесняются, может быть – посчитали ненужным. А, может, просто есть желание посмотреть на реакцию поклонников. Песня необычная – в меру агрессивная, в меру метафоричная, но от того – не менее оригинальная. За аранжировку отдельное спасибо Slowman'y, который в дань смысловому посылу трека одел «Человечков» в разноцветный синти-поп. «Разбиваются на счастье, разлетаются об стену человечки на запчасти - человечкам на замену».

«Веселые улыбки» к удивлению многих оказались инструментальным треком. Да, это не песня. Однако, невзирая на явное лукавство со стороны «Тату», композиция несет в себе смысловую основу. Музыка Евгения Матвейцева призвана раскрыть тайну и смысл того – на чем основаны улыбки, почему они веселые и что за ними спрятано…

«Running Blind» - детище творчества целого тандема авторов, среди которых Christian Behrens, Lene Dissing, Julian Schramm, Larz Reinatz, Rasmus Schwenger, а также музыкант из команды «Тату» Swen Martin. Редко встречаешь композиции с таким авторским составом. В любом случае – трек получился неплохой, авторы сделали весьма насыщенную аранжировку, тем не менее, сохранив в ней звуковую легкость, оставив тексту право передать отчаяние ищущего человека. Песня о потерянном… О том, что хотя бы раз в жизни случалось с каждым из нас. «Calling your name I hear only echoes...».

«Fly on the wall», авторами которой стали Josh Alexander и Billy Steinberg, по предварительным данным уже возглавляет список самых покупаемых композиций группы «Тату» на сайте «ITunes». Также, судя по опросам поклонников, песня является самой востребованной. Причин тому несколько – во-первых, аранжировка от Josh Alexander, Keely Hawkes  и Chris Garcia многим напомнила былые композиции «школьного периода» Юли и Лены. Вокальные приемы солисток, энергичный ритм, приправленный любовным оттенком текста, подкупает с первых нот. «Wanna see who you are – every inch, every scar…».

«Время луны» - то, чего Юля и Лена не делали никогда. Авторство вновь за инсайдерами «Т.А.Мьюзик» в купе с Иваном Киларом. Этакий гимн сорвавшихся с цепи безумцев, стремящихся к намеченной цели, своеобразное продолжение истории «Нас не догонят» в более агрессивной форме. Так сказать, с крыши КРАЗа прямо в самолет… Песня вызывает противоречивые ощущения, выбивается из стилистики альбома и существует сама по себе – гордо, хулиганисто и нагло. «Начать сначала, нас никто не остановит – им слабо. Начать сначала – ты же знаешь, начинать всегда легко».

«Не жалей» - заключительная композиция альбома «Веселые улыбки», которая наполняет вступительный трек смыслом. «Интро» оказывается инструментальной версией «Не жалей». Очень мелодичная композиция от Ивана Килара с не менее оригинальным текстом от «Т.А.Мьюзик». Грустная баллада медленно «закрывает» альбом, оставляя слушателя в полном одиночестве и с легкой болью от услышанного: «Мы с тобой молчим. Ты и я вдвоем. Дальше не хотим – больше не поем. Ветер в волосах – наш простывший след. Слезы на глазах – нас там больше нет…». С этого трека пластинка приветствовала слушателя, и с ним же на устах дуэт прощается, создавая, таким образом, иллюзию бесконечности, где начало и конец размыты… Очень трогательная, но очень грустная песня. Скорее всего, именно ей уготовано место финальной композиции будущих концертов «Тату». Не жалеть о расставании придется еще не раз…

На мой взгляд, третий альбом стал своеобразным экзаменом для менеджмента «Тату». Экзаменом на независимость от Ивана Шаповалова, экзаменом за право называться «суверенной творческой единицей», которая не будет подстраиваться под капризы телеканалов и радиостанций. Третий альбом – вещественное доказательство автономности от мейджоров России, которые имеют склонность давить на артистов, навязывая правила рынка. Единственная опора группы – армия поклонников, которая скажет свое слово вопреки правилам экономик и необоснованных монополий.

Альбом вышел качественный, интересный и «разный»… В то время, как многие артисты стремятся сделать собственные пластинки монолитными, объединенными чем-то одним, «Тату» пошли встречной дорогой шоу-бизнеса, нарушив правила… в который раз… Уже за это стоит обратить внимание на  12 композиций трехлетней тишины.Тысячи фанатов с протянутыми к своим кумирам руками, огни софитов, разбросанные осколками слез в глазах поклонников будут Юле и Лене наградой за их «Веселые улыбки»…

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz