«Тату»: от «200 по встречной» до «Управления отбросами»

Если сегодня спросить у иностранца: «Что Вы знаете о современной России?», то, несомненно, будет дан примерно такой ответ: «Русская водка, Путин и... Тату».

Девичий дуэт, знаменитый на весь мир, был создан в 1999 году тогда еще никому не известным «рекламщиком» Иваном Шаповаловым. Никто тогда не верил в амбициозную задумку. Но дебютный клип на российских каналах на песню «Я сошла с ума»  взорвал общественность. Песня двух пятнадцатилетних школьниц откровенным текстом затрагивала одну из самых неприятных и запретных тем – однополую любовь. Клип, где две маленькие девочки, отгороженные от людей тюремным забором, пели о любви друг к другу и целовались под дождем, символизировал нетерпимое отношение общества к проявлению инакомыслия во всем, что каким-то образом пытается выделиться. Буря негодования и критика посыпались в адрес группы.

«Да, что он себе позволяет?!», «Шаповалов переступил через ту черту, которая отделяет нравственность и разврат!», «Таких нужно судить и расстреливать!»  Подобные реплики сыпались из народа в адрес продюсера. Но помимо растущей волны негодования, прямо пропорционально увеличивалась и армия поклонников дуэта. К ней можно было смело причислить школьников  и студентов, молодых людей, знакомых с одиночеством не понаслышке – это была молодежь, оказавшаяся в период постсоветской России никому не нужной. Но не малую часть фанатов «Тату» составляли люди с нетрадиционной ориентацией – ведь группа совершенно четко давала понять: «для нас однополая любовь не является греховной, это все равно любовь». А песня «Мальчик-гей» из их дебютного альбома вообще стала гей-гимном того времени.

Группа стремительно набирала очки популярности. Невольно напрашивается вопрос – почему? Что так «зацепило» публику?

«Твоя лодка пуста у чужих берегов. Ты считаешь до ста. Сто рассветов, снегов. Эта тема проста, ты же знаешь, как быть: надо просто до ста досчитать и забыть...» Казалось бы – ничего выдающегося – всего лишь новая грустная песня. Но, с другой стороны в этих строчках таится всепоглощающее одиночество и ярое желание забыть о своих бедах и неудачах. «Тату» пели о проблемах, что, наверное, всегда будут актуальны для молодых людей переходного возраста – непонимание со стороны родителей и общества «взрослых», одиночество, безответная любовь. Не случайно некоторые психологи говорили о том, что «группа своим творчеством уберегла многих от самоубийства...» Нонсенс! – подумали бы взрослые. Ерунда и глупости! Какие могут быть проблемы у ребенка, за которого все делают мама и папа? Но это лишь одна сторона медали. Девушки и юноши считали Юлю и Лену родными сестрами, которые стали голосом одиноких и борющихся с ханжеским обществом. Если ты любил «Тату», значит, ты был «персоной нон грата».

С течением времени дуэт все чаще заявлял о себе на разных концертных площадках, порождая все новые и новые слухи и сплетни.

21 мая 2001 года вышел дебютный альбом «200 по встречной», который за первый год продаж побил все рекорды в России и стал первым русскоязычным «музыкальным продуктом», которому удалось покорить Восточную Европу. Да, в успех творческой деятельности верит каждый исполнитель и артист. Но столь невероятных результатов певиц не ожидал никто – дуэт не просто обрел популярность – он превратился в часть жизни российской молодежи того времени. Невиданный для нашего шоу-бизнеса результат стал основанием для продвижения коллектива на Запад. Выход «татушек» на мировой уровень оказался лишь вопросом времени.

7 октября 2002 года в Европе вышла англоязычная версия альбома «200 km/h in the Wrong line». И сразу же девушки стали победителями премии «World Music Awards» («Мировые музыкальные награды») в номинациях «лучший мировой дуэт», «лучшая поп-группа» и «лучшая танцевальная группа». Скандалы, сопровождавшие «Тату» с самого начала творческого пути, опережали группу, вызывая все более растущий интерес к музыкальному коллективу из «страны снегов».

«Прячьте ваших дочерей!», «Русские развратницы атакуют мир», «Позор из России» – вот лишь некоторые заголовки иностранных периодических изданий, следовавшие за  русским дуэтом в каждой стране. Запад покорен буквально за один год! Невиданный для артистов из Восточной Европы результат. Итог тому – премия Международной федерации производителей фонограмм, вручившей русскому коллективу награду за миллион проданных в Европе копий альбома.

Весна 2003 года стала для девушек серьезным испытанием. Подходило время ежегодного конкурса песни «Евровидение». Россия за всю историю конкурса еще ни разу не одерживала победу на этом «европейском празднике песни». Кто следит за конкурсом, согласятся – что каждый год создавалось ощущение – победа была у нас уже под носом... Но вновь вмешивались какие-то обстоятельства и страна прощалась с мечтой о Евровидении в Москве.

Руководство Первого канала доверило право представлять Россию на «Евровидении» скандальному дуэту. 

24 мая 2003 года Юля и Лена должны были выступить в Риге с песней «Не верь, не бойся». Организаторы конкурса предупредили нашу делегацию, что в случае хулиганства девушек на сцене, Россия будет дисквалифицирована. Пресса усилила критику группы за их «неадекватное творчество», а сами участники Евровидения не упускали возможность негативно отозваться о певицах из России. Последним ударом по дуэту было их выступление – как назло, прямо перед конкурсом Юля Волкова сорвала голос, а во время номера на сцене со звуком стало происходить нечто странное. Голоса звучали обрывисто. «Постарались звукорежиссеры» – так примерно комментировали музыкальные критики провал Юли и Лены. В итоге Россия заняла третье место (163 балла), после Турции (167 баллов) и Бельгии (165 баллов). Со стороны Великобритании и Ирландии «татушки» получили 0 баллов. При этом в Ирландии телефонное голосование в последний момент было заменено голосованием национального жюри. Как было заявлено позже -  ирландский провайдер и канал RTE не смогли договориться о предоставлении услуг телефонной связи. Российский Первый канал попытался опротестовать результаты, назвав оценки «неправдоподобно низкими», и потребовал опубликовать результаты национального голосования. Однако телекомпания RTE заявила, что результат в любом случае остается прежним. Европейский вещательный союз отклонил претензии Первого канала. Группа спокойно покинула Ригу, не дав ни одного интервью, пресс-служба «Тату» также хранила молчание.

Как бы то ни было, 2003 год знаменовал себя пиком популярности дуэта в мире. По итогам года, дебютный альбом «Тату» стал «золотым» в Англии, Германии Франции, Италии, Швейцарии, Мексике, Сингапуре...

«Дважды платиновым» диск был назван в Гонконге, Канаде и Чехии, а в Японии диск побил рекорд среди продаж (более полутора миллионов проданных копий)...

Но 2004 год едва не стал для девушек последним в качестве группы. Российский канал СТС начал показ интерактивного шоу «Тату в Поднебесной»: в эфире должна была быть показана работа дуэта над новым альбомом. Съемки проходили в гостинице «Пекин» на Маяковской площади, финалом шоу предполагался релиз второго альбома. Задумка была гениальной – Шаповалов выдвинул идею сборника очень разных по стилю композиций – начиная от тяжелого рока на немецком языке, кончая мелодичными песнями на восточных языках в духе арабской культуры. Для обучения Юли и Лены в Москву пребывает тогда еще никому не известная девушка по имени НАТО (О ней в одной из последующих статей мы поговорим отдельно). Но начались проблемы во взаимоотношениях группы и продюсера. Иван Шаповалов неожиданно прекратил работу над альбомом, заявив, что не хочет продолжать запись. «Зачем?» – транслировал СТС слова Шаповалова. Некоторые подумали, что это очередной рекламный ход «демонического Ивана» – попытка подогреть интерес к группе. Но в следующем выпуске шоу стало ясно, что это не розыгрыш. Будущее «Тату» оказалось под угрозой. Юля и Лена разочаровались в продюсере, и, как итог, – разрыв отношений. Шаповалов сложил полномочия гендиректора компании «Неформат», которой принадлежал брэнд «Тату», однако, название коллектива осталось за певицами. Но в деятельности «татушек» наступил заметный спад. На чем строить план успеха после того, как главный миф об однополых отношениях Юли и Лены развеян? Направление дальнейшего творческого пути под вопросом.

И тут на поклонников дуэта обрушилась новость, которая, как оказалось позже, весьма поуменьшила «стартовую армию фанатов» – работа над альбомом отложена в связи с беременностью Юли Волковой. 23 сентября 2004 года певица родила девочку. Поклонники разочаровались в коллективе – для молодых людей миф о любви между Юлей и Леной стал ударом, последствия от которого не удалось излечить. «Тату нас предали!» – это был общий слоган тех, кто покидал армию фанатов группы. «Они такие же, как и все другие...» – звучали реплики в адрес коллектива. Иногда было очень неприятно читать на различных форумах и сайтах беседы о беременности Юли Волковой. Конечно, каждый человек заслуживает в этой жизни того, чего хочет. Но ведь «Тату» были неким символом протеста против ханжества общества, символом, дарившим надежду на то, что не такие как все, тоже имеют право на счастье и любовь в этом мире.

Несмотря на все творческие преграды и утраченное доверие поклонников, девушки в январе 2005 года на студии «Village» в Лос-Анджелесе начали работу над новым альбомом. Он получил кричащее название «Люди-инвалиды». Название англоязычной версии диска, писавшегося параллельно, – «Dangerous and moving». И первый же сингл второго альбома шокировал общественность чрезвычайно жестоким клипом на песню «All about us», в котором Юля убила человека и, ударив ногой по трупу, вернулась к подруге, ожидавшей ее под окнами. «Татушки» расстались с откровенно лесбийским имиджем, но четко заявили своим творчеством, что намерены продолжать шокировать публику в песнях запретными темами из нашей повседневности, о которых обычно не принято говорить.

В поддержку нового диска Юля и Лена отправились в турне по странам мира, девушки давали многочисленные интервью европейской музыкальной прессе, посещали Японию и, впервые побывали в Аргентине и Бразилии. Мировое турне длилось несколько месяцев и явилось одним из самых продолжительных в истории популярной музыки.  Успех «Людей-инвалидов» не такой ошеломляющий – лишь в России диск стал «платиновый», «золотым» он был в Мексике и Тайване – как оказалось, в самых верных «фанатских посольствах» дуэта в мире.

Прибалтика, Германия, Швейцария, Финляндия, Молдова, Армения, Мексика, Бельгия, Корея, Тайвань принимали русский дуэт на «ура!». После столь масштабного мирового турне группа начала штурмовать российскую глубинку в рамках «Dangerous and moving tour». Но число поклонников группы заметно сократилось из-за необдуманных слов, мелькавших в прессе с завидной очередностью. Юля и Лена активно пытались опровергнуть свою причастность к сексуальному меньшинству и заявляли об уходе от прежнего радикального имиджа. На одном из концертов, по словам гостей, Юля даже обидела поклонников, когда сказала: «Какой «Мальчик-гей»? Это все в прошлом!» – это был ее ответ на ее же вопрос о том – что бы гости концерта хотели услышать. «Мы не лесбиянки, мы просто любим друг друга!». Как говориться, добавить тут нечего...

В августе 2006 года поклонников «Тату» настигла еще одна неожиданная новость – компания Universal Music расторгла контракт с дуэтом. Существовало много версий случившегося – продажи второго альбома, не оправдавшие трехмиллионного прогноза, низкий уровень песен, навязанных группе со стороны иностранных инвесторов... но самым необычным и шокирующим было предположение о том, что Universal Music собирались сделать из дуэта исключительно западный проект. Альбом «Люди-инвалиды» должен был стать прощальным для русскоязычной аудитории.

Нам всем предстояло распрощаться с русскоязычным творчеством «Тату», которые уже превратились в «t.A.T.u.». Если бы так случилось, то коллектив был, скорее всего, окончательно забыт в России и это означало бы предательство Юли и Лены своих русских поклонников. «Они вышли из колыбели России и неужели они плюнут в нее теперь, когда стоят на ногах?» – так говорили люди на форумах фан-сайтов, посвященных «татушкам». На прощаниe «Interscope» решил выпустить сборник хитов и лучших песен, записанных дуэтом за все их время существования, проигнорировав в оформлении буклета к альбому все русские издания – как будто это некие неприятные страницы из жизни девушек, о которых помнить не стоит. Релиз состоялся осенью 2006 года. Становится ясно – Universal Music продемонстрировала пагубное влияние на творчество дуэта. Однако, что сделано, то сделано... Девушки устали от всех этих событий и ушли в «творческий отпуск»...

Зимние месяцы 2007 года стали по истине жаркими для поклонников этого непредсказуемого коллектива! Казалось бы, забытый всеми дуэт, которому уже сто раз пророчили распад, готовит грандиозное возвращение.

Несмотря на вторую беременность Юли, «Тату» записали новый альбом под названием «Управление отбросами». Сразу за русской версией альбома следует англоязычная – «Waste management». Альбом несет в себе продолжение темы второго диска «Тату», который рассказывал о том – кто такие эти «люди-инвалиды». «Управление отбросами» повествует о том – что мы получили в результате действия «людей-инвалидов» – влияния их жадности, глупости, жестокости и подлости. И первой ласточкой нового диска стал наделавший много шума новый клип группы на песню «Белый плащик». В клипе персонаж беременной Юли Волковой расстреливают в «Министерстве контроля» 21 века по приказу героини Лены Катиной. Костюмы солдат-убийц из клипа напоминают форму войск СС с отличительными знаками одной из самых загадочных организаций нацистской Германии, занимавшейся оккультными науками и поиском прародителей арийской расы – «Аненербе» (с нем. «наследие предков»).  

Клип вызвал бурю негодования. На многих каналах он был запрещен к показу, а на дуэт обрушилась уже, наверное, привычная для них волна критики. Подогревает скандальность клипа тот факт, что каналы, решившиеся транслировать «Белый плащик» приняли в эфир цензурную версию. Можно только догадываться – что было в полной версии «Белого плащика», которая, рано или поздно, будет выпущена на суд поклонников...

На слова скептиков о том, что творчество группы стало скучным и предсказуемым, можно ответить только одно – а вы проследите историю группы. Сначала мы видели двух целующихся под дождем девочек-школьниц, потом одна из них выстрелила прямо в голову насильнику... В 2008 году нам предстоит лицезреть расстрел беременной женщины... Разве это не показатель нарастающей экспрессии творчества? А может быть, это всего лишь ловкие рекламные трюки, рассчитанные на публику, которую сейчас уже довольно трудно чем-либо удивить. В начале карьеры – лесбийский имидж взорвал общественность изнутри, теперь – открытый вызов обществу в конкретном намеке на то, что фашизм не ушел в далекое прошлое, он и сегодня во всем, что окружает нас. И можно спорить о том, рекламные это трюки или отражение душевного состояния и взгляда на окружающий мир участниц группы, но...

Что ожидает нас в следующем альбоме? Предугадать невозможно. Верно подмечено – как только мы сможем предвидеть следующий шаг дуэта, с «Тату» будет покончено
.

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz