«Таинственный лес» - фильм, который заставит вас задуматься

Часто ли мы задумываемся о том – что окружает нас? И можем ли мы предполагать –
к каким последствиям могут привести наши необдуманные поступки? Сегодня в рубрике «Жемчужины кинематографа» я хочу поговорить о весьма необычном фильме режиссера М. Найта Шьямалана «Таинственный лес»...

На дворе конец XIX века. Жители маленькой деревушки, напуганные древней легендой, предпочитают не покидать границ поселения. По преданию в лесах обитают «те, чье имя не называем». Селяне не вторгаются в леса, а таинственные существа не нарушают границ деревни и не вмешиваются в человеческую обыденность. Люди живут по трем правилам, соблюдать которые должен каждый до самой смерти: 1) «Плохой» цвет не должен быть виден, он их притягивает; 2) Никогда не ходи в лес. Они там; 3) Звон колокола на башне означает: они идут...

Каждому здесь уготовлена своя роль, и все подчиняются законам нравственности и морали, которые стали основой общественной жизни. Деревней управляет совет старейшин, где принимаются все наиболее важные решения, затрагивающие жизнь поселения. Где-то за лесом есть города, в которых кипит другая жизнь, но зайти в лес никто не решается, потому что это чужая территория. Смерть ждет каждого, кто выйдет за пределы деревни.

До 1999 года об индийце М. Найте Шьямалане никто знать не знал, однако его триумфальный фильм «Шестое чувство» вознес начинающего режиссера на голливудский олимп. И в 2004 году Шьямалан представил на суд зрителя очередной проект. Фильм был заявлен как «психологический триллер», однако первые кадры заставляли многих усомниться в разумности нового детища режиссера.

Как можно испугаться истории о жизни деревенских жителей? Но после премьерных показов зрители выходили из кинотеатров со странным выражением лиц. Кто-то с удовольствием общался с прессой, предрекая «Таинственному лесу» невероятный успех, кто-то восхищался нестандартными образами, которые примерили на себя голливудские звезды первой величины – Уильям Херт, Эдриен Броуди, Хоакин Феникс и Сигурни Уивер. Но в большинстве своем люди говорили: «Этот фильм нужно смотреть, говорить про него не стоит...».

И с первых минут картины на зрителя обрушивается переполненная горем сцена похорон ребенка, и ты невольно понимаешь, что совсем не обязательно для того, чтобы вжаться в кресло, видеть жуткое чудовище или гуманоида-инопланетянина. Достаточно просто стать свидетелем людского несчастья.

Казалось бы – обычная история со стандартным набором атрибутов для мистического фильма. Но есть в этой картине одна вещь, которая выделяет ее на фоне сотен таких же...

На мой взгляд, Шьямалан создал своеобразную «автобиографию человечества» в упрощенном варианте. Страх и любовь – верные спутники в жизни каждого из нас. В «Таинственном лесе» этим чувствам пришлось столкнуться в невообразимой битве, местом которой стало сердце юной слепой девушки. Когда на чаше весов встала жизнь самого дорого для нее человека, юная Айви решилась оправиться в запретный лес...

Сочетание непрерывной меланхолии, не наигранной романтики, чувства отрешенности и нереальности, бесконечные туманы, вечная осень и тайна, которая скрыта в глубинах леса – все эти элементы держат внимание до самого конца, периодически вливая в этот коктейль страх от грядущего столкновения людей и «тех, чье имя не называем». И какой же удар ждет зрителя в конце фильма – режиссер выбрасывает на нас все человеческие слабости – от неуправляемого страха до всепоглощающей ревности. Каждому знакомы эти пороки, но не каждый находит в себе силы, чтобы с ними справиться. И, наконец, тайна деревни, которая открывается к финалу картины, поражает своей гениальностью – на что мы готовы пойти ради спокойной жизни и что толкает людей на отшельничество? Последним штрихом неповторимого стиля Шьямалана является музыка, которая по праву заслуживает отдельной похвалы. Композитор Джеймс Ньютон Говард, как всегда, подошел к своему делу «видя» чувства главных героев. Только в данном случае он сделал это, полностью прочувствовав дух столь грустной истории. Музыка оркестра с сольными партиями Хилари Хан на виолончели не только радуют слух, но и создают ту самую атмосферу, которая окутывает зрителя, словно первый осенний холодный туман. 

Без преувеличения можно заявить, что М. Натан Шьямалан своим недюжинным талантом возносит на вершины мирового проката фильмы, в других бы руках не вернувшие даже половины средств, затраченных на производство. При бюджете в шестьдесят миллионов долларов «Таинственный лес» собрал в мировом прокате уже около ста пятидесяти миллионов. Такой результат говорит сам за себя.

Но, даже если отойти от философского подтекста и попытки показать человечеству – на что мы можем быть похожи, картина вызывает восторг просто даже тонким манипулированием кадров, колоритными персонажами, непредсказуемым финалом и нестираемым осадком на душе после просмотра. Собрав в этом фильме стилевые элементы картин Альфреда Хичкока и построение сюжета в духе Агаты Кристи, Шьямалан создал настоящий шедевр философского кино, который будет интересен как молодым людям, так и зрителям в возрасте, потому что эта картина вне поколений – она универсальна. И ответ на вопрос – кто же такие эти монстры, не дающие людям спокойно жить в мире, напрашивается сам собой... Что поможет нам победить монстров?

Как говорит сам режиссер: «Все мои фильмы... о любви».

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz