Суини Тодд - маньяк-парикмахер с Флит-стрит

10 апреля на экраны кинотеатров вышел новый мюзикл от режиссера Тима Бертона «Суини Тодд – маньяк-парикмахер с Флит-стрит». Наделавший много шума у себя на родине, в США, этот фильм не мог не привлечь моего внимания. Итак, перед нами жуткая история про несчастную любовь, долгожданную месть и пирожки с интересной начинкой...

События киномюзикла разворачиваются где-то в середине XIX века. У молодого парикмахера Бенджамина Баркера было все: маленькая дочка, красавица-супруга – прекрасная семейная жизнь одним словом. Казалось, это счастье не закончится никогда. Но в жизни Баркера внезапно появляется лондонский судья Терпин, которому приглянулась супруга Бенджамина. Сфабриковав обвинения, невинного брадобрея отправляют в ссылку за пределы Англии. Однако через пятнадцать лет Баркеру удалось вернуться в Лондон. Скрываясь под маской Суини Тодда, Бенджамин вернулся только с одной целью – найти Терпина и отомстить. По совету миссис Ловвет, испытывающей теплые чувства к беглецу, Баркер вернулся к своему прежнему ремеслу – и стал терпеливо ждать, когда его заведение посетит судья...

Создатели фильма утверждают, что прототип главного героя мюзикла действительно существовал и на счету этого маньяка порядка ста шестидесяти жертв. Английский писатель Томас Пеккет Прест рассказал историю Суини Тодда в романе «Нитка жемчуга», который увидел свет в сороковых годах прошлого века. Тодд является, несомненно, культовой фигурой викторианской Англии, сродни Джеку Потрошителю. Но выяснять сейчас – существовал ли Суини на самом деле или это полностью вымышленный персонаж – ни к чему, ведь это легенда давно минувших дней, в которой отличить правду от мифов практически невозможно. 

Конечно, рано или поздно история лондонского брадобрея-убийцы не могла не привлечь внимание Голливуда. Экранизацию фильма поручили режиссеру Тиму Бертону, на счету которого такие хиты, как «Бэтмен», «Сонная лощина» и «Эдвард – руки-ножницы». Однако перед Бертоном стояла сложная задача, ведь до переноса на большой экран история Суини Тодда уже успела обрести своего зрителя...

Классик американского мюзикла Стивен Сондхайм в 1979 году поставил на Бродвее спектакль «Суинни Тодд – дьявольский цирюльник с Флит-стрит». Мюзикл шел с большим успехом и получил восемь престижных премий «Тони». А в 2004 году его постановка была возобновлена и в Лондоне. Через несколько лет возрожденный спектакль удостоился еще двух наград. Такой успех не оставлял сомнений относительно переноса истории о несчастном брадобрее на большой экран. Поэтому Тиму Бертону пришлось экранизировать не литературное произведение, как таковое, а мюзикл.

Съемки проходили в Англии на студии «Pinewood» с 5 февраля по 14 июня 2007 года. Практически нигде в рекламных материалах не упоминалось, что «Суини Тодд» будет представлен на суд зрителю в качестве мюзикла. Только в одном рекламном ролике появился фрагмент поющего Джонни Деппа – после этого стало ясно, что Бертон решил рискнуть. Дело в том, что перенос мюзиклов на большой экран – дело рискованное. Передать атмосферу при помощи музыкального сопровождения и вокальных данных главных героев ­– это задачка посложнее выученного наизусть сценария и отработанных до автоматизма движений рук и ног после крика «Мотор!».

Но Бертон заручился поддержкой маститых актеров Голливуда – Джонни Депп, Хелена Бонем Картер, Алан Рикман, Тимоти Сполл, а также скандальный Саша Барон Коэн составили основной актерский состав проекта.

На протяжении трех месяцев съемочный процесс был окутан пеленой неизвестности – пресса была крайне скупа на информацию о съемках фильма, так как студия Warner Brothers твердо хранила молчание и отказывалась от комментариев по поводу грядущей премьеры.

Киномюзикл вышел на экраны в США на Рождество прошлого года, вызвав не мало шума и споров по поводу нового взгляда на классическое произведение Томаса Пеккета Преста.

Я задаю главный вопрос – смог ли режиссер собрать все кусочки мозаики под названием «Суини Тодд» в единое целое? К сожалению, однозначно ответить «ДА!» не получается... Но, обо всем по порядку...

Безусловно, актеры подобраны со знанием дела. Миссис Ловвет в исполнении Хелены Бонем Картер смотрится просто потрясающе. Актриса сумела, как нельзя точно, передать образ слегка свихнувшейся хозяйки пекарни – безумный взгляд, обреченность и тоска от замкнутого круга неудач. Циничный и жестокий судья в исполнении Алана Рикмана смотрится не менее эффектно. Блестяще справился с ролью подхалима и знаменитый Тимоти Сполл, играющий верного помощника судьи. Также очень порадовал своей яркой ролью создатель скандального «Бората» британский комик Саша Барон Коэн. Его герой-обманщик носит имя фашистского диктатора и фамилию итальянского производителя шин. Адольф Пирелли стал первой жертвой Суинни Тодда – этакая «проба стального пера»...

Режиссура, как всегда, у Бартона, на высоте. Гнетущая атмосфера промозглого, унылого, грязного Лондона воссоздана с внушительной реалистичностью. Буквально в каждой мелочи киномюзикла чувствуется «фирменный готический стиль» Бертона – зритель полностью погружается в средневековую столицу Англии.

Сырые подземелья, острое лезвие бритвы, предсмертные крики, реки крови и сожжения заживо – в этом зритель точно не испытает дефицита. Впечатлительным людям мы все-таки не рекомендовали бы этот фильм к просмотру. Но напрашивается один вопрос – что несет в себе эта жестокость? Почему в этой истории боль ставится на первое место? Ответ кроется в самом образе Суини Тодда. Талант Бертона в этом случае вновь заслуживает похвалы – Тим сумел очень точно подчеркнуть чувства человека, опьяненного жаждой мести. С каждой минутой фильма герою Джонни Деппа становится все хуже. Он начинает терять контроль над собой. «Не прощать! Не забывать! Никогда» ­– с этими словами на душе и живет брадобрей. Но в финале картины режиссер очень «красочно» показывает – куда приводит месть. Если кто-то может считать, что на чужой боли можно построить свое счастье или загасить собственные мучения чужими, тот горько поплатится за это...

И все бы ничего, кажется, что в фильме нет изъянов, но тут мы вынуждены констатировать наличие ложки дегтя в этой грустной, но поучительной истории. А все дело в том, что, несмотря на талант всех вышеперечисленных актеров, вокальные данные заставляют желать лучшего. Но ни Депп, ни Бонем Картер, ни уж, тем более Рикман и Сполл не смогли передать экспрессии своих персонажей в песнях. И если сравнивать творение Бертона с бродвейским мюзиклом, то в музыкальной борьбе последний одержит сокрушительную победу.

Возможно, режиссеру следовало пойти по классическому пути и не заставлять голливудских звезд петь, осознавая, что они не развивали в себе вокальные способности. Пусть даже видно, что все искренне старались. Либо же Тиму следовало взять на главные роли настоящих профессионалов. К сожалению, Хелене Бонем Картер до Сары Брайтман далеко, а Джонни Депп – не Максимилиан Шелл. Это досадное упущение может свести на «нет» многие прелести этой картины. Но, с другой стороны, возможно у режиссера не стояла задача выдать на суд зрителя классический мюзикл...
Как бы то ни было, фильм уже собрал в мировой кассе порядка ста миллионов долларов, окупив себя уже три раза – это несомненный успех Тима Бертона.

Я ставлю твердую четверку Суини Тодду, но при этом оговорюсь, что посмотреть этот фильм стоит хотя бы потому, что у зрителя есть еще одна возможность убедиться в том, что месть и любовь никогда не смогут идти вместе по жизни.

Все, чем мы так дорожим, что леем и бережем всем сердцем, может быть весьма хрупким. И если злость и гнев полностью заполняют наши сердца, то мы можем собственными руками уничтожить то, ради чего живем, как это произошло в истории Суини Тодда. Что в жизни человека должно быть важнее – любовь или месть? Этот выбор придется сделать рано или поздно каждому из нас...

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz