«Слепота» - мерзейшая актуальность наших дней

В конце этого месяца на DVD выходит один из самых противоречивых фильмов последнего года. Картина «Слепота» вызвала отвращение у большинства зрителей, а журналисты грешили заумной критикой, безосновательно занижая социальный подтекст столь необычного проекта. Фильм-скандал режиссера Фернанду Мейреллиша получил в большинстве своем отрицательные рецензии кинокритиков Америки и Европы, тем самым доказав, что «попал в самую точку»!

Действие картины происходит в огромном безымянном мегаполисе, которым мог бы оказаться в наше время Лондон, Нью-Йорк или Москва. Постепенно город охватила странная болезнь, переросшая в эпидемию слепоты. Жители вдруг без причины начали терять зрение, но вместо традиционной «темноты» они видели лишь белый свет. Никто не мог понять – в чем причина столь загадочного явления, и по каким критериям болезнь выбирает новую жертву. Лишь одна женщина чудом смогла сохранить зрение, чтобы не бросить больного супруга, притворилась слепой. Но она не могла даже подозревать – какой кошмар придется пережить, оставшись наедине со слепыми людьми вокруг…Бразильский режиссер-авантюрист Фернанду Мейреллиш не смог завоевать американского зрителя, периодически переминаясь с удачи на неудачу в кинематографе. Однако, если его прошлые работы «Город бога» или «Преданный садовник» еще как-то были восприняты, то триллер «Слепота» поверг зрителя скорее в гнев, чем в пассивное равнодушие…Фильм основан на книге Жозе Сарамаго, который очень долго боялся отдать права на экранизацию. Понятное дело, ведь в последнее время редкая экранизация романа может похвастаться истинной атмосферой первоисточника, которую так тщательно пытался донести до читателя автор. А уж фильмы, переплюнувшие оригинал, вообще можно пересчитать по пальцам одной руки.

Сразу хотелось бы предупредить, что «Слепота» - не для массового зрителя, какой бы ее ни пытались преподнести, потому что такого рода фильмам уготована одна судьба – оказаться на задворках голливудского авангарда. И не потому, что режиссерская и операторская работа не были выполнены должным образом. Дело в том, что зритель никогда «не любил» такое кино. Можно даже смело заявить, что те, кто добровольно соберутся посмотреть картину – настоящие смельчаки, которые рискнули бросить вызов личному эго, чувству собственной важности и восприятию человека как авангарда природных чудес.Фильм самым жестоким образом, словно скальпель хладнокровного хирурга вскрывает в вас тщательно запрятанные комплексы, которые лелеют самолюбие и веру в какую-то уникальность людской расы. Вскрывает без наркоза. Неизвестно – какую конечную цель преследовал Жозе Сарамаго, создавая такое произведение, но, по всей видимости, он явно не желал рассказать еще одну историю о вечной любви мужчины и женщины… Автор даже не ставит главной задачей объяснить загадочную болезнь, ее истоки и пути к выздоровлению. Слепота как первопричина всех бед невольно отходит на второй план, искусно обнажая человеческую сущность во всей ее красе… Когда мужчины, женщины и дети становятся равны между собой, когда их социальные положения рушатся в один миг, то не важно – кем они были в прошлом – банкиром или проституткой – теперь равны. «Люди» во всех смыслах этого слова… Но, что же в итоге случается, когда юридические законы теряют свою силу – начинается каменный век, где выживает сильнейший! Сначала группа мужчин объявляет себя монархами и заявляет о своей власти над другими, потом «вожди» начинают требовать плату за еду. Вдумайтесь только – слепые начинают требовать деньги и ценности!!! Но это оказалось только началом, когда кончились ценности, «монархи» стали требовать женщин. Казалось бы – есть повод взбунтоваться, но и здесь автор наносит удар по мужскому эго, демонстрируя истинное отношение к женщине во все времена…

- Пусть женщины идут! Нам нужно что-то есть!
- Я бы посмотрела на вас, если бы они потребовали мужчин для утех!
- Это совсем другое… Здесь нет ненормальных. Это совсем другое!
- Но и ш**х тут тоже нет!
- А вот это еще вопрос!


Куда же у мужчины девается его благородство и мужественность, когда появляется возможность использовать женщину как средство для добычи еды? И даже в наши дни человечество каким-то невероятным способом бережно сохраняет это невежество… Во время просмотра фильма невольно понимаешь, что людей очень просто стереть с лица земли. Если картины подобной тематики, такие как «Явление» или «День, когда Земля остановилась» демонстрировали явное превосходство природы над человеком, то в «Слепоте» Жозе Сарамаго явно намекнул, что мы сами в состоянии уничтожить друг друга. Земле не нужно прибегать к каким-то радикальным мерам – достаточно просто лишить человека зрения – приспособиться к новой жизни никто не сможет… Весьма и весьма показательна реакция маститых кинокритиков, обвинивших Мейреллиша в отсутствии актеров первого класса и масштабности размаха событий. Здесь сразу на лицо полное непонимание основной идеи «Слепоты»… У режиссера не было задачи показать Апокалипсис, как его, например, видит Джордж Ромеро. Джулианна Мур вполне гармонично вписывается в компанию с Марком Руффало, Алиси Брага, Юсуки Исейа, Йошино Кимура и Доном МакКелларом. Вписывается своей непохожестью, ведь образы в картине были созданы максимально различными, чтобы подчеркнуть трагедию людского непонимания. Режиссер своей главной целью ставил внутреннюю борьбу главных героев со «своими демонами». Здесь перемешалось все – ненависть друг к другу, страх, предательство… перечислять можно бесконечно. И даже неверность мужчин, состоящих в браке, словно добивающий десерт, предлагается зрителю… Но, оглядываясь на жизнь героев до слепоты, невольно понимаешь, что кто-то подобной кары заслужил. Не зря же одну из героинь, проститутку, болезнь настигла прямо у клиента… Однако все это меркнет перед тем, что вынуждена пережить одна единственная женщина, которая осталась зрячей.

Итак, «Слепота» - это битва за выживание, в которой раскрывается настоящая ценность человеческого духа. У многих зрителей невольно зажмет сердце, когда они будут вынуждены смотреть в глаза героини Джулианны Мур. Сможет ли кто-то увидеть в ней себя? Или увидеть себя можно в ком угодно из героев, но только не в ней?Такие фильмы сегодня просто необходимы человечеству. Необходимы по той простой причине, что иногда полезно открыть глаза и взглянуть по сторонам. Что нас окружает? Чем мы живем? Какими ценностями? Если у кого-то хватит сил, чтобы взглянуть по сторонам, то это будет заслуга создателей и авторов «Слепоты». Но изменить что-то вокруг себя – вот настоящее достижение. Правда, на такой шаг должны решиться мы сами… без чьей-либо помощи…

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz