«Подмена» - чего боится каждая мать на свете...

15 января на экраны нашей страны вышла драма «Подмена» с Анджелиной Джоли в главной роли. Режиссером картины стал знаменитый Клинт Иствуд. История, основанная на реальных событиях, повествует о матери-одиночке, у которой пропадает маленький сын. Через некоторое время полиция объявляет о том, что ребенок нашелся. Но когда измученная переживаниями мать встречает на перроне вокзала маленького мальчика, то понимает, что это не ее сын.

Сколько жутких историй происходят по всему миру каждый день? Людей убивают, похищают и превращают в рабов. Все эти кошмары кажутся нам страшной сказкой из новостных выпусков. Практически каждый из нас при виде подобной истории невольно задается мыслью: «Ах, как жаль. Но это может произойти с кем угодно, только не со мной». Никогда нельзя зарекаться от чего-то, не вписывающегося в личные планы или мировоззрения. Кто знает – что может случиться завтра утром, когда мы покинем стены наших домов?Драматическая история молодой матери, воспитывающей сына в городе Ангелов, фактически олицетворяет жизнь каждой женщины, которую бросил мужчина по тем или иным причинам. Но, в этот раз режиссер Клинт Иствуд и сценарист Майкл Стражински поднимают не только тему похищения детей, но и показывают зрителю обратную сторону американской полиции, которая призвана «защищать и оберегать».Когда героиня Джоли прибывает на вокзал с надеждой увидеть похищенного ребенка, то к своему ужасу она понимает, что перед ней стоит совершенно другой мальчик, но похожий на ее сына. «Ваш ребенок найден и возвращен к Вам!» - заявил полицейский, репортеры обступили мать с малышом в надежде получить более выгодный кадр. На следующий день газеты Лос-Анджелеса раструбили о том, что полиция города блестяще сработала, вернув несчастной женщине маленького сына! Однако Кристин Коллинз не собиралась сдаваться и решила идти до конца в поисках ребенка… и разобраться в столь жутком обмане. Сразу хотелось бы отметить игру «роковой женщины Голливуда» Анджелины Джоли, которая мастерски перевоплотилась в хрупкую снаружи, но сильную внутри мать. Сменив амплуа безжалостной убийцы из боевиков, Джоли удивительно точно показывает растерянность там, где нужно передать боль и отчаяние. Невольно ловишь себя на мысли, что не переживать вместе с героиней невозможно. Также хорошо проработана «полицейская» линия картины: то, с каким цинизмом, жестокостью и безнравственностью вершат свои дела «стражи города Ангелов» порой вызывает леденящее чувство страха. Именно в такие моменты начинаешь осознавать – насколько государственная машина может быть опасной для простых граждан любого государства в мире. Ведь подобная история может случиться с каждым! Капитан местного управления движим только целью безграничной власти. Ради этого он готов подминать закон под себя, не стесняясь никаких анархичных методов решения стоящих перед ним задач. И во всем этом «скрытом кошмаре» на помощь Кристин приходит церковный пастор, который не побоялся выступить против стражей закона. Однако, принадлежность героя Джона Малковича к религии скорее второстепенна. Он выступает скорее как человек, оставшийся не равнодушным к заявлениям женщины, которую тут же отправили в психиатрическую больницу, заявив о том, что от боли у несчастной помутился рассудок, и мать не может узнать своего собственного сына. Доводы школьной учительницы, врача-стоматолога не принимаются полицией во внимание, а уверения матери в том, что ее настоящий сын выше ребенка, навязанного полицией, вообще игнорируются.

И в середине фильма на зрителя обрушивается еще одна сторона государственной машины, когда героиню Джоли насильно помещают в психбольницу, где главврач может творить с пациентами все, что ему заблагорассудится. Тут невольно понимаешь, что даже вполне здоровый человек может сломаться под «медицинскими методами вправления мозгов». Только каким-то чудесным образом Кристин удается не сойти с ума…Но в итоге, зрителя ожидает еще одна сюжетная линия, которая раскрывает все кошмары похищения детей и демонстрации того – во что они могут превратиться. Одним словом, чтобы пропустить судьбы главных героев картины через себя, нужно набраться мужества, особенно, если подобные события имели место в нашей жизни… Однако, несмотря на яркие образы героев «Подмены», Иствуду не удалось избежать ошибок, влияющих на восприятие истории зрителем. Все сюжетные линии проработаны дотошно, актеры удачно вписываются в столь разные образы истории, но очевидная многогранность фильма превращается в «рассеивающий внимание» фактор. Иствуд тщательно раскрывает каждую грань истории о похищении ребенка, временами отдаляясь слишком далеко от основной сюжетной линии и акцентируя внимание на несовершенстве полицейской системы США.

В «Подмене» нет гнетущей двусмысленности, которую мы могли ощутить еще в «Секретах Лос-Анджелеса». Есть только «черное» и «белое» или добро и зло. Никакого промежуточного персонажа нет и быть не может. Возможно, именно по такой причине герой Малковища – священник. Заострив внимание на светлом образе главной героини, ближе к финалу фильма нас окунают в мир сумасшедшего на первый взгляд человека, виновного во всех кошмарах Кристин. Однако, зритель, основательно привыкший к четкому разделению на добрых и злых, вдруг оказывается перед странным ощущением недосказанности во время сцены смерти обвиняемого в похищениях детей. Режиссер, искусственно и жестоко тормозя момент казни, заставляет нас переместить свое восприятие на место приговоренного. И создается неестественное чувство - не все так просто, как кажется на первый взгляд. «Я не виновен!» - кричит обвиняемый…

Клинт Иствуд создал далеко не идеальную работу, однако, общий дух картины все же оказывается более значимым, чем ее недостатки. Да, фильм немного несуразен, временами слишком расплывчат в восприятии, но от этого не менее драматичен. Показав кошмар каждой матери в мире, режиссер оставляет знак вопроса – что же дальше? Героиня Анджелины Джоли говорит: «Я верю, что, может быть, однажды сын вернется…». И с этими словами нас оставляют наедине с личными эмоциями.

После картины отчетливо можно засомневаться в желании посмотреть фильм во второй раз. Слишком много в нем гнетущей реальности, которая была выплеснута со всеми жуткими подробностями. Но все же, иллюстрация того, как вера в лучшее завладевает главной героиней, не может не быть достойной следования такому, пусть немного фантастическому, но до боли необходимому примеру…

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz