«Хроники Нарнии» - триумф принца Каспиана

После трехлетнего перерыва «Хроники Нарнии» возвращаются на экраны кинотеатров. Сегодня в рубрике «Жемчужины кинематографа» я предлагаю Вам обзор нового фильма из серии экранизаций книг Клайва Льюиса. Дети Пэванси во второй раз попадают в Нарнию, где со времени их последнего визита прошло более тысячи лет. Король Мираз готовит армию солдат для атаки на лесное государство. Покровитель Нарнии, лев Аслан, куда-то исчез, и у нарнийцев остается только одна надежда - юный принц Каспиан.

Волшебная страна Нарния уже не та... В лесах появились дикие животные, огромные деревья больше не говорят с жителями изумрудных долин, а к границам государства подходит армия коварного короля, мечтающего захватить чудесные земли... Когда говоришь об этом произведении Клайва Льюиса - от детской темы не уйти никак. Фильм снят по детской книге, дети - главные герои, они же - основная аудитория картины. Серия «Хроник» состоят из семи сказок, в которых волшебные истории о молодых героях неразрывно связаны с вопросами морального выбора.

Прежде чем говорить о фильме, следует обратить внимание на главную задачу Льюиса - просто и интересно рассказать о некоторых постулатах христианства. Именно духовность ставится на первое место в каждой истории о Нарнии. Форма волшебной сказки позволила с педагогической эффективностью изобразить отношения Творца и его Творения, показать характеры различных типов людей, которые узрели лицо Бога, объяснить, что такое «смерть», что такое «конец света» и что такое «любовь». К образу удивительного льва Аслана, основателя Нарнии, сходятся все сюжетные линии «Хроник», а также исключительно по отношению к нему определяется образ каждого героя. Обращаясь к детям, попавшим в иной мир, Аслан говорит: «Учитесь узнавать меня и под другим именем. После того, как вы узнали меня здесь, вам легче будет увидеть меня там».

Льюис специально выбрал такую форму знакомства читателей с христианской культурой, чтобы дети в максимально доступной форме смогли воспринять заповеди Христа. По мнению исследователей, львиный облик Аслана восходит к пятому стиху пятой главы «Апокалипсиса», где Христос именуется как «Лев из колена Иудина». Неоспоримым является и тот факт, что писатель прибегал к изучению многочисленных средневековых бестиариев, в которых являлся символом Иисуса.

Многим известна поговорка: «Дети - наше все». И в Нарнии детям отводится первое место - там они главные герои. Но на плечи юных мальчиков и девочек возлагаются совсем не детские задачи - война, верность, отвага и даже самопожертвование.

Перед режиссером Эндрю Адамсоном стояла следующая задача - сделать сюжетную линию максимально понятной для главного зрителя - ребенка, то есть вызвать в нем чувство переживания за главных героев. Стоит отметить, что фильм получился намного более жестким, нежели чем первая часть, поэтому молодой зритель, тем не менее, не должен быть травмирован реалиями войны, которая показана в «Принце Каспиане» во всех ее проявлениях.

Однако Адамсон мастерски подкинул задачку и для более старшего поколения: дело все в том, что ребенку будет трудно вникнуть в интригу, которой начинается картина. Напомним, что это сцена рождения наследника короля Мираза и, как следствие, покушение на жизнь молодого Каспиана.
По замыслу режиссера, это лишний повод для родителей поговорить с детьми о сложностях жизни и отношениях между «взрослыми». Воспитательный момент явно на лицо. Но он представлен на суд зрителя столь легко и ненавязчиво, что его, при желании, вполне можно обойти. Взаимоотношения Питера, Сьюзен, Эдмунда, Люси и Каспиана показаны ярко и во всех направлениях. Они будут понятны как взрослым, так и детям. Сложные ситуации, в которые судьба бросает главных героев, заставляют их задуматься о доверии, ответственности друг перед другом и о готовности защитить родного человека перед лицом опасности. Конечно, не обойдется без ссор, взаимного обвинения в неудачах и отчаяния...

Люси: «Я знала, знала, что это ты!»
Аслан: «Тогда почему же ты не пришла ко мне?..» 


Когда мы терпим в чем-то неудачу, искушение подкрадывается к нам незаметно. После неудачного сражения отчаяние захлестнуло принца Каспиана и зло не преминуло этим воспользоваться. Греховность уныния, на мой взгляд, представлена зрителю в очень точной форме. Это один из самых сильных моментов фильма. Когда белая колдунья просит всего лишь одну каплю крови сына Адама, чтобы помочь победить Мираза, обессиленные отчаянием подростки были готовы пойти ей на встречу. В сладкие речи колдуньи едва не попались Каспиан и Питер. А вытащить их из лап искушения удалось только тому, кто уже «согрешил» - Эдмунду. Таким образом, режиссер нарисовал идею «победы греха через познание» - для кого-то спорную, но от этого не менее эффектную... Более яркого образа борьбы с искушением вряд ли можно увидеть в каком-либо другом фильме. Эндрю Адамсону, а также сценаристам Кристоферу Маркусу и Стефан Макфили есть - чем гордиться.

Помимо работы режиссера и сценаристов стоит отметить и труды художника «Принца Каспиана» Роджера Форда, который работает в кино уже более сорока лет. Его декорации замка короля Мираза занимали более полутора тысяч квадратных метров, а внешний вид сооружения частично был основан на изображениях французского замка Пьерфон. Около двухсот плотников, штукатурщиков и художников пятнадцать недель строили этот замок. В финальном варианте сцен с замком, специалисты по компьютерной графике увеличили сооружение в три раза.

Деревянный мост, на котором разыгрывается одна из батальных сцен «Принца Каспиана» был возведен в Словении - на реке Сока. Роджер Форд, проектируя мост, основывался на рисунках древней переправы через Рейн, которую возвели мастера Цезаря во время войны с германцами. Чтобы осуществить план Форда, инженеры временно изменили течение реки Сока. Над костюмами к картине работало семьдесят человек. Актеры и члены съемочной группы «Принца Касипиана» приехали из пятнадцати стран мира. Съемки картины прошли в Новой Зеландии, Чехии, Словении и Польше.

Особо стоит отметить работу молодого британского актера Бена Барнса, которого режиссер утвердил на роль Каспиана всего за три недели до начала съемок. Российскому зрителю Барнс известен по фильму «Звездная пыль». По мнению кинокритиков, актер проявил себя в картине как настоящий профессионал. Ему легко дались как драматические сцены, так и гневные баталии. Соответственно, с Беном уже подписан контракт на участие в следующей экранизации «Хроник Нарнии» - «Плавание Утреннего путника». А способствовал этой новости успешный старт «Принца Каспиана» в мировом прокате - картина собрала уже около ста миллионов долларов.

Но, отходя от коммерческого успеха фильма, я обращаю Ваше внимание на то, что эта картина, в первую очередь несет в себе просветительский характер. Дети смогут узнать о том - как побороть отчаяние, и насколько важна дружба в этой жизни. Когда маленькая Люси спросила у Аслана о том, можно ли было избежать стольких смертей, приди она к нему раньше, лев ответил: «Мы не знаем, что было бы, но мы можем изменить будущее...».

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz