«Хранители»: «Я не оправдываю и не осуждаю - я понимаю...»

Вчера состоялась мировая премьера нового творения Зака Снайдера «Хранители». Небывалая рекламная компания, скандальные подробности сценария, патриотизм, перемешанный с фашизмом – все это сопровождало картину до вчерашнего дня. Итак, что же нам предстоит увидеть сегодня? Коротко – это жестокая сказка для взрослых, «полезное в обертке вкусного», но более точным определением будет одно слово – шедевр.

История «Хранителей» разворачивается в параллельной реальности, место действия – Америка середины 80-х. Человечество живет под ритм Часов Судного дня, отсчитывая минуты до старта ядерных ракет, которыми собираются угостить друг друга СССР и США. Наряду с правоохранительной системой государства людей берегут Хранители – группа героев, предпочитающих скрывать лицо. Однако после убийства одного из «бойцов в маске» его коллега по имени Роршах начинает расследование с целю понять – кому выгодна смерть Хранителей. Но ответы, которых он так добивался, окажутся поистине роковыми… для всех.

Алан Мур вновь подарил миру своих героев. Честно говоря, невозможно однозначно сформировать мнение о графических творениях англичанина, но фильмы, основанные на его работах, просто поражают. И такие слова не будут преувеличением. Режиссер Зак Снайдер, за плечами которого стоят «300 спартанцев» вновь удивил – в этот раз более изощренно. В каждом кадре, в каждом звуке чувствуется не просто «дисциплина труда» создателей фильма, повсюду ощущается настоящая любовь к первоисточнику – такой экранизации комиксов мир еще не видел. Отныне и навсегда «Человек-паук», «Бэтмен» и иже с ними отправлены на пенсию. И, словно опровергая многочисленные критические выпады в сторону графических новелл, создатели картины доказали, что поп-культура может быть интеллектуальной. Если книжный оригинал «Хранителей» с лихвой давал читателям возможность поразмыслить над тем или иным персонажем, вдуматься в их личность, то фильм нещадно лишает такой возможности. Иногда возникает ощущение, что картина просто не желает, чтобы мы расслаблялись и перевели дыхание от очередного кровавого убийства. Потому что на смену трогательным драматическим эпизодам тут же приходят жестокие батальные сцены. Более того – «Хранители» стали едва ли первопроходцами в кино, когда от зрителя не скрывается практически ничего – если удар повлечет травму, вы увидите ее во всей красе, если коварность способна на многое – вы поймете – на что, а если эротика, то «не скрывающая ничего»! Поэтому фильм настоятельно не рекомендуется детям. В прочем, и не для них он создавался.

Действительно, понять все хитросплетения сюжета и принять их сможет только более-менее взрослый человек, но не скованный предрассудками и идеологиями.

«Когда ты идешь среди людей, ищущих наркотики и детскую порнографию – ты чувствуешь себя нормальным?» - спрашивает один из главных героев своего друга.

В фильме поднимаются сразу несколько «неприемлемых» для политкорректности тем. Можно даже сказать, что это сильный удар по американским ценностям. В «Хранителях» патриотизм американцев начинает смахивать на неприкрытый фашизм, американская мечта преподносится как вседозволенность и анархия. Один из бойцов в масках, понимая это, становится пародией на людей, которых он когда-то вызвался охранять. Когда же настает время политики, то мы становимся свидетелями претворения в жизнь одной из самых жестоких поговорок: «Цель оправдывает средства!». Также немаловажным отличием от всевозможных собратьев «Хранителей» является то, что в этом фильме они окрашены скорее в негативный цвет. Люди не любят сильных. Но это не та «нелюбовь», как, например в «Бэтмене». Почему? Дело в том, что постепенно зрителю становится ясным то, что «всех не спасти» и что Юпитер, Роршах, Комедиант, доктор Манхэттен и другие – не няньки, приставленные за «человечками», они, скорее санитары городского леса. Сначала «Маски» были просты в намерениях, однако со временем они стали не столь благородны и порядочны. Но кто имеет право их судить? Как показывает режиссер, судить их готовы все. Как и каждый из нас в повседневной жизни готов вынести «смертный приговор» своему ближнему за любую ошибку или просто за то, что он «не соответствует» нашим представлениям о «нормальности». Человечество сегодня - многочисленная стая хищников, готовых загрызть любого, кто не в состоянии оставаться «здоровым». Хранители это однажды поняли…

Как ни старайтесь, но однозначного мнения после просмотра фильма у вас выразить не получится – наверняка «Хранители» оставят после просмотра как и сотни разочарованных молодых людей, постоянной обителью которых стали ночные клубы, так и «элитных кинокритиков», царапающих носами глянцевые журналы. Но многие будут удивлены - как обнаженным идеальным мужским телом Манхэттена, то и дело мелькающим в кадре, так и трогательной женственностью Юпитера. Не разочарованы будут и поклонники эффектных батальных сцен, но не останутся без внимания и эстеты, предпочитающие вкушать философию взамен аперитива. Конечно, следует уточнить, что «Хранителей» нужно понять, потому что без готовности к пониманию даже не стоит задумываться о походе в кинотеатр. Не обманывайтесь трейлером – картина совсем не о трудных буднях сверхлюдей. Будьте готовы размять серые клеточки. Будьте готовы вспомнить Канта и Гитлера. Будьте готовы ко всему, что предвещает рейтинг картины «от 18 и старше».

Проект Зака Снайдера наверняка привлечет много внимания и со временем станет эталоном режиссерской и операторской работы. На радость поклонников уже в середине марта появится возможность приобрети русскую печатную версию работы Алана Мура.  «Хранители» - фильм сложный, но от того еще более прекрасный и изящный, эротический и жестокий, интеллектуальный, но в то же время перенасыщенный поп-культурой. Говоря о ценности картины, хотелось бы воспользоваться словами одного из главных героев: «Я не оправдываю и не осуждаю – я понимаю…».

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz