«Проклятие 3»: И пришло Новое...

В мировом кинематографе существует столько фильмов ужасов, что порой кажется – уже невозможно удивить современного зрителя. Однако даже в наши дни на ниве мистической автономии кино попадаются удивительные исключения. Одним из них является «Проклятие» - фильм, основанный на японской мифологии мира мертвых. В октябре 2004 года Такаши Шимицу мастерски напугал весь мир первой частью, в 2006 году последовало продолжение, еще более изощренное и мрачное. И вот, в конце марта этого года, нас ждет возвращение Каяко…

Согласно японской мифологии - когда происходит насильственная смерть – может родиться Проклятие. Оно поселяется в том месте, где произошло преступление и нещадно губит каждого, кто вторгается во владения Проклятия. С каждой новой жертвой оно только крепчает – очередная смерть придает таинственному Нечто силы и постепенно зло разрастается, подобно неуязвимому вирусу…

Страна восходящего солнца обладает изящной тонкой культурой. Верования японцев весьма отличаются от мировых религий, что не могло не сказаться на восприятии западным человеком восточной философии. В Голливуде это поняли и не стали медлить с тем, чтобы принести элементы японской мифологии в мировой кинематограф. Кризис сценарных идей, который начался в США примерно в 2000 году, заставил продюсеров искать «теоретический материал» далеко за пределами звездно-полосатых границ. Весьма урожайной в этом плане оказалась Япония. Первая часть «Проклятия», известная всему миру, является практически точной копией японского оригинала, снятого режиссером Такаши Шимицу. В американскую версию картины были приглашены те же трое актеров, что снялись в оригинале, это добавило фильму еще больше зрелищности и естественности. Сара Мишель Геллар, героиням которой не привыкать к мучениям от потусторонних сил, сыграла блестяще. Не побоюсь даже предположить, что роль Кэрен стала одной из ярчайших в карьере американской актрисы. Главная заслуга режиссера в том, что он привнес в кино нечто новое – иной стиль и восприятие ужаса. Если зритель привык воспринимать слова «страх» и «жестокость» в западном кино как синонимы, то в этот раз всех ждало приятное удивление – в «Проклятии» зритель замирал не от самих трагических событий, а от атмосферы фильма. На протяжении просмотра не покидало чувство - вот-вот что-то случится, и когда призрак Каяко настигал жертв, создавалась иллюзия спасения от того невыносимого кошмара, который приходилось пережить каждому, кто столкнулся с Проклятием. Напомню, что история фильма закручивается вокруг трагедии, когда замужняя женщина полюбила другого. Когда же супруг Каяко нашел ее дневник, где девушка описывала свои чувства к тайному возлюбленному, то сошел с ума – сначала зверски убил жену, затем утопил в ванной их сына. Даже кошку, подвернувшуюся под руку, постигла участь ребенка. Затем мужчина убил и себя. Так родилось Проклятие… Перед началом съемок вся съемочная бригада прошла традиционный японский обряд, который должен был защитить всех от гнева духов. Как бы то ни было, съемки закончились без потерь и никто из актеров не пострадал. 

Изначально фильм планировали выпустить с рейтингом «18 лет и старше», но по решению продюсеров самые жуткие сцены были убраны, тем самым зрительская аудитория была увеличена до 13-летнего возраста. И, как показало время, решение это было правильным – новое творение Такаши Шимицу стало едва ли не единственным фильмом ужасов, сборы от которого на данный момент перевалили за 187 миллионов долларов. Уже на четвертый день проката, после того как фильм показал блестящие результаты, было принято решение о создании второй части…

Как оказалось, героине Сары Мишель Геллар не удалось уничтожить Каяко, подпалив дом, где произошла трагедия. Призрак настигла девушку в больнице и расправилась с ней. Но из Америки в Японию прилетела сестра Кэрен… Вторая часть вышла, вопреки большинству мнений, более изящной. На мой взгляд, Шимицу превзошел себя. Если первый фильм был немного «робок» и сдерживал сам себя, то продолжение картины вышло более разносторонним. В сюжет вклинилась новая линия – но все о том же – о семейном горе… Только на этот раз история развернулась в США, куда Проклятие последовало вслед за новой жертвой. Режиссер и сценарист сделали многое для того, чтобы никто в кинотеатрах не оставался равнодушным – начиная от увеличения градуса напряженности во время просмотра фильма и заканчивая любимым фетишем западного зрителя – молодыми школьницами в чулочках и клетчатых юбочках. В отличие от первой картины, вторая перестала максимально соответствовать японскому оригиналу, и эволюционировала в самостоятельность сюжета: теперь на пути Проклятия практически не осталось преград, и сила его росла в геометрической прогрессии. Если раньше, чтобы навлечь на себя гнев духов, нужно было войти в тот злополучный дом, то теперь достаточно одного контакта с теми, кто был в нем – и смерть становится вопросом времени. Стоит отметить, что фильм не лишен философии – здесь нет необоснованного насилия. Причина и следствие идут нога в ногу.  

«Проклятие 2» окупилось с лихвой – при бюджете в 20 миллионов долларов картина собрала более 70 миллионов. Естественно, такой поворот событий не мог не предрекать третьей части…29 марта режиссер Тоби Уилкинс представит продолжение истории неуспокоенной Каяко. Правда, триквелу по каким-то причинам была уготована судьба сразу выйти на DVD. Почему продюсеры решили так поступить – не понятно. Более того – фильм выпрыгнул на страницы новостных обзоров буквально как черт из табакерки – словно из неоткуда. Соответственно сразу стало ясно, что ничего общего со стилистикой Такаши Шимицу картина иметь не будет. Каково же было мое удивление, когда среди создателей обнаружилось превеликое множество русских фамилий. Думаю, что не будет преувеличением заявить - более половины съемочной группы – россияне. С чем это связано? По какой причине Шимицу не стал заниматься продолжением? Вопросов к новому «Проклятию» не мало. Итак, что же нас ждет?

В то время как Чикаго сотрясают ужасные смерти людей, в Японии остается один человек, способный остановить призрака – ее родная сестра, которая была свидетельницей обрядов, проводимых их матерью, что скармливала дочери злых духов. Молодой японке известен способ прекратить распространение Проклятия. Девушка вылетела в США, где в многоквартирном доме с призраками отчаянно сражалась уже целая семья.Тоби Уилкинс, известный российскому зрителю по картине «Заноза» полностью изменил дух и стиль Шимицу. От былого не осталось и следа. Если в первых двух частях ужас, пугавший зрителя, был эстетическим, то в третьей части он стал вполне физическим. Картина получила рейтинг «18 лет и старше». Впервые за всю историю фильмов вы увидите много крови – смерти будут демонстрироваться зрителю полностью, не скрывая подробностей для буйного воображения. Такой ход обусловлен тем, что создателям захотелось привнести в серию больше новизны, что могло бы соответствовать тому – насколько призрак теперь силен. Помимо этого, зрителя ждет более глубокое погружение во взаимоотношения новых героев. Да, основная идея первоисточника осталась той же – семейное недопонимание. Правда, стоит отметить, что сценаристы явно переборщили – порой начинаешь уставать от бесконечных ссор и выяснений – кто прав, а кто виноват. Однако теперь не приходится ждать четкого разграничения на «злых» и «добрых». Молодой человек и его сестра не лишены пороков, что позволяет злу легко проникать в души и… даже управлять ими. Но, к сожалению, такой поворот в характерах не спасает фильм от монотонности некоторых сцен.

В итоге зритель может быть доведен до того, что будет просто таки ждать – когда объявится Каяко или ее сын, в то время как раньше атмосфера картин заставляла радоваться тому, что призраки где-то далеко… И можно было бы разочароваться в третьей части, которая обладала неплохим потенциалом, если бы не одно «НО!». Помимо того, что смерти стали действительно жуткими и зритель не раз вздрогнет, картину ждет просто потрясающая концовка, которая с лихвой окупит просмотр и не только оставит яркие впечатления, но и подарит шанс возродить историю в совершенно невообразимой и изощренной форме. Не раскрывая главной тайны третьего фильма, ограничусь лишь тем посылом, который создатели картины попытались донести до зрителя – люди не учатся на своих ошибках, не стремятся понять суть проблем, которые настигают нас, за что в итоге придется платить. Новые трагедии, которые постепенно начинают приобретать черты локального Апокалипсиса, толкают на осознание главного порока человечества – лечение последствий и игнорирования первопричины наших несчастий. Пока люди не смогут понять такую, казалось бы, пустяковую истину, беды не прекратятся… За столь яркую идею смело можно простить все недостатки и ляпы третьего «Проклятия».

Остается только надеяться, что у создателей хватит мудрости не упустить свой шанс и развернуть новую концепцию в следующей части. Благо, теперь для простора фантазии нет границ.

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz