«Евровидение 2009» - славянские итоги

В ночь с 16 на 17 мая этого года в Москве состоялся грандиозный финал песенного конкурса «Евровидение 2009». В этом году победу одержал представитель Норвегии, белорус по происхождению, но с русской душой – Александр Рыбак, представивший композицию «Fairytale». Второе место за Исландией, а «бронза» у Азербайджана. Хозяйка конкурса, Анастасия Приходько, заняла 11 место из 25 возможных. Тем не менее, Россия не просто организовала самое зрелищное шоу за всю историю конкурса, но и продемонстрировала довольно яркий национальный стиль во время проведения «Евровидения». Однако, тот кошмар, который выдают многочисленные СМИ, производит не меньшее впечатление. Мне бы хотелось поделиться своим видением конкурса...

Триумф «норвежского Гарри Поттера» в какой-то степени не был неожиданностью. Букмекерские конторы пророчили Рыбаку победу в самом начале открытия «Евровидения». Однако, на ряду с Александром победить «могли» представительница Украины Светлана Лобода, бывшая участница трио «ВИА Гра», турчанка Хадисе, а также небезызвестный россиянам Сакис Рувас, попытавшийся штурмовать конкурс во второй раз.

Что касается Анастасии Приходько, то, положа руку на сердце, можно сказать, что никто и не ждал победы России. По крайней мере, пока это невозможно. Европа никогда не позволит какой-либо стране второй раз подряд провести «Евровидение». Плюс ко всему, Анастасию просто по-человечески жалко – килотонны грязи, которые были вылиты на девушку в российских и украинских СМИ, заклеймивших ее национальной предательницей, весьма отразились на девушке. Думается, что после 16 мая Анастасия станет другим человеком. И, по всей видимости, у Константина Меладзе появился отличный шанс представить нового артиста публике – артиста, который в самом начале своей карьеры испытал жгучую ненависть со стороны шоу-бизнеса. Жуткими оказались выпады прессы о том, что представитель России будет петь в этом году отчасти на украинском языке. Мол, не имеет никакого отношения к России этот язык. А английский, получается, по мнению всех этих «экспертов», самое то. Приходько попала под перекрестный обстрел журналистов двух стран. И теперь, когда смотришь на девушку, создается впечатление символа борьбы – борьбы против прожженных заказными статьями писарей, националистов России и Украины, а также воротил московского бомонда.

Стоит отметить, что если бы не Азербайджан, Армения, Украина и Белоруссия, результат Анастасии Приходько мог бы оказаться гораздо хуже. В финале конкурса голосовали 42 страны. 27 стран поставили нашей стране 0 баллов. А вот каких оценок удостоилась Россия от других участников: Армения – 12, Эстония – 10, Белоруссия и Украина – 8, Израиль и Литва – 7, Латвия, Азербайджан и Молдова – 6, Германия – 5, Турция – 4, Польша – 3, Кипр – 1.

Такой вот, в принципе, ожидаемый результат. Но это совершенно не означает, что Анастасия выступила плохо. Просто в этот раз Россия представила «национальный номер», который был большинству, конечно, не понятен. Посмотрите на географию оценок нашей страны, если исключить Германию, - на лицо полное игнорирование Западной Европой выступления Приходько.

По всей видимости, в этот раз у России не было никаких амбиций на лидерство. Была лишь одна задача – показать миру частичку славянской культуры. Константин Меладзе с поставленной задачей справился, продемонстрировав свой музыкальный талант уже в который раз.

Сама же Приходько не расстраивается: «Никаких накладок во время моего номера не было. Думаю, что мы достойно представили в этом году Россию. В принципе я довольна и из-за результата не переживаю, потому что я – боец».

Европа не поняла песню «Мамо». И не восприняла того образа, в котором девушка предстала на сцене. Во время исполнения композиции на сцене «Олимпийского» включились экраны, на которых певица постепенно старела, превратившись к финалу номера в 70-летнюю женщину. Волей судьбы так случилось, что перед Настей и после нее были зажигательные веселые номера, что могло также сказаться на восприятии зрителем российской участницы. Замечу, что качество многих выступлений было завышено грандиозностью организаторских возможностей, что могло сыграть в чью-то пользу. Но, тем не менее, в этот раз «Евровидение» было будто бы лишено интриги.

Также, на мой взгляд, Европа дала понять одну важную вещь – сексуальность и эротика больше «не прокатят». Турчанка Хадисе и украинка Светлана Лобода предстали зрителям как раз в таких образах. И обе были встречены непониманием. Турция вообще, кажется, начинает бессовестно повторяться – посылая из года в год одно и то же.

С Украиной в этот раз вообще особая история. И, по всей видимости, окрашена эта история в мрачные тона. Откровенно говоря, номер у Светланы Лободы был не плохой – в нем была и зрелищность, энергия и даже патриотизм артистки, но… все это оказалось непонятым. В итоге Украина в финальной таблице результатов заняла 12 место – сразу за Россией, которая весьма холодно оценила Киев – в 2 балла. Такого не ожидал никто.

Вот что думает по этому поводу Анастасия Приходько: «Почему Россия поставила Украине всего два балла? Не знаю, для меня это мало удивительно. На самом деле больше удивило другое: почему Украина дала всего 8 баллов мне? Я пела на украинском языке, пусть и за Россию. Знаете, мне действительно очень обидно, я не ожидала такого от своей страны, от Украины. Ведь на Украине у меня было столько проблем, но я все-таки приехала в Москву на «Евровидение». И когда Украина поставила 8 баллов мне, человеку, который поет от Украины за Россию, который пытается, чтобы эти страны были едины…».

Одним словом, на лицо тотальный кризис взаимоотношений между двумя странами. Как и в Москве слышны бредовые возмущения касаемо того, что украинский язык ничего общего с Россией не имеет, так и в Киеве была негласная команда не допустить высоких баллов Приходько, дабы та не смогла обойти Светлану Лободу.

Кстати, весьма туманной вышла новая формула голосования – 50/50 зрительского мнения и мнения профессионального жюри. Как эта формула высчитывалась? Кто был в жюри? Какие были результаты? Ни одного ответа на поставленные вопросы не поступило и, по всей видимости, не поступит никогда. Соответственно, можно строить теории заговора и высказывать мнения о подтасовке результатов. Однако, такой расклад теперь по всей Европе – ничего не поделаешь.

Насколько же было противно сразу после победы Норвегии читать на следующий день во всех СМИ комментарии музыкальных критиков и вообще всех, кому не лень, что они пророчески предсказали победу Рыбака, что у других артистов не было шанса и так далее. Каждый счел необходимым высказаться о своем музыкальном предвидении, каждый счел необходимым поддакивать мнению европейской прессы, дабы доказать, что свой «в доску».

А до чего же лицемерны были прогнозы до финала «Евровидения»! Российская музыкальная богема как бы собралась болеть за Патрисию Каас, утверждая, что ей нет равных и что она вообще неподражаема, все восхищались ее сдержанностью, ее величием и… водопады лести захлестнули француженку как цунами. Каков итог? Где теперь вся эта богема? По слухам, сама Каас была столь уверена в своей победе, что уже на пресс-конференции пригласила всех в «Париж 2010». Глядя на ее номер и песню, мягко говоря, создается странное впечатление и непонимание – чем она собиралась покорять Европу? Вышла, спела. Спела «в своем стиле», который мы уже сотни раз наблюдали. Ничего нового. Итог – 8 место. Представитель Литвы, Саша Сон, выглядел с музыкальной точки зрения намного изящнее в сравнении с Патрисией, и в его песне было гораздо больше экспрессии и чувства. Он заслужил гораздо большее, чем 23 место.

Взгляните в этом году на самодовольную Англию. Мастодонт западной музыкальной культуры Эндрю Ллойд Вебер приложил свою руку к созданию песни английской конкурсантки. Что мы в итоге получили? Этакий клон Уитни Хьюстон, Марайи Кэри и бог знает кого еще. «Это мое время!» - пела девушка в надежде завоевать Европу. 5 место заработано исключительно благодаря соседям и мировой известности Вебера. Да, тот же принцип «братства соседей» - но, не больше. Но песня совершенно скучная – таких в 90-х было пруд пруди. Наверное, западные музыканты себя явно переоценили в надежде на то, что Европа «съест» то, чем уже наелась в конце прошлого века. И, если соседи Англии еще готовы такие композиции ностальгически принять, то Восточной Европе это надоело. И поделом Лондону.

Обладательница «серебра» конкурса – Исландия. Да, голос хороший… да, выглядит певица неплохо. И… все. Песня обыкновенная, балладная – таких мы слышали много. Никто Исландию даже не воспринимал серьезно до финала. Итог – огромное отставание от лидера, которое объясняется скорее случайностью, нежели какой-то оригинальностью. В номере исландской конкурсантки нет ну совершенно ничего сверхъестественного. И посмотрите на СМИ – второе место, но певицу даже никто не вспоминает – она уже в небытии.

«Бронза Евровидения» – Азербайджан. Такой результат стал возможен исключительно благодаря иранскому исполнителю Arash. Несколько лет назад он был очень популярен по всей Европе, его аудитория – молодежь дискотек, поэтому неудивительно, что артиста вспомнили. Правда, вот оригинального ничего Arash не представил – можно сказать, что зрителю был выдан клон его стилевого образа с новыми словами. Мелодия же узнаваема до безобразия.

Возникло подозрение, что в погоне за «восхваляющей» статьей в чью-то угоду журналисты просто тупо бояться высказывать свое мнение. А точнее – не боятся, просто не хотят. Каждый стремится извлечь из любого слова выгоду – чтобы ничего не было сказано за зря. Но в итоге – ничего объективного так и не удалось прочитать. Все дружно разделились на музыкальные кланы и периодически метают молнии в лагерь «не своей тусовки». Однажды на одном из музыкальных форумов я прочел отличные слова человека, непосредственно с шоу-бизнесом связанного. Смысл этих слов заключался в том, что журналист перестал высказывать личное мнение, он стал просто выдавать читателю мнение большинства или мнение музыкальной самозваной элиты.

На мой взгляд, совершенно незаслуженно были обойдены вниманием Армения и Мальта, занявшие 10 и 22 места соответственно. Армянки Инга и Ануш показали весьма и весьма интересный номер, как с точки зрения зрелищности, так и с точки зрения национальной культуры. Вот это настоящее искусство. Такими артистами Армения может гордиться – не проникнуться культурой кавказского народа было просто невозможно. Ереван можно смело ставить в пример другим, которые боятся лишнее слово спеть на родном языке во время выступления. Армения же в этом году представила национальное искусство и представила его блестяще!

Певица из Мальты, Кияра, также уже не первый раз участвует в «Евровидении». Что можно сказать – из всех баллад, которые были исполнены в Москве, композиция «What if we», на мой взгляд, одна из достойнейших. Одно дело – смотреть на родословную артиста и на его покровителей, другое дело – «слышать в песне сердце». Судя по возрасту аудитории конкурса, Кияра не смогла достучаться до зрителей Европы. А жаль...

Не менее достойно выглядел Сакис Рувас, который все же ошибся в выборе песни, номер у него был интересен не только спецэффектами, но и национальными чертами Греции.

Насколько шикарным вышло в этом году шоу в Москве, настолько же «неестественным» оказалось журналистское освещение конкурса. Получилось так, что артистов судили не по их песням, а по их статусу. Такой подход к описаниям музыкальных событий означает тотальное отсутствие независимости СМИ. Но в том смысле, что оригинальных мнений среди московской прессы больше не осталось – существует только всеобщее лицемерие и желание угодить вышестоящим по статусу.

Хочется верить, что это всего лишь временное явление и рано или поздно читатель и зритель просто перестанут быть «медиасапенсами», посаженными на желтую прессу и эксклюзив от папарацци.

И все же – «Евровидение 2009» закончилось. Закончилось достойно. Александр Рыбак – вполне приемлемый выбор Европы. Справедливости ради, стоит заметить, что парень талантливый, перспективный. Он покорил зрителей своей чистотой и отсутствием пафоса, в нем не чувствуется тот прожженный музыкальный цинизм мировой звезды. Такая простота и «задела» многих – в этом секрет его победы, однако «Сказка» Рыбака была далеко не лучшей среди 25 финалистов.

Возвращаясь же к участию России в этом конкурсе и тем результатам, которые мы получили, хочется закончить словами Анастасии Приходько: «Наверное, теперь я точно поменяю свои взгляды, потому что Украина, моя родина, доказала: ее не интересуют свои артисты. Украина не вытягивает своих, а давит и только давит их. А ведь нужно делать наоборот - хоть как-то поддерживать. Поэтому теперь я действительно буду считать, что Россия - это моя родина, моя страна. И если от меня это будет зависеть, я постараюсь сделать все возможное, чтобы в дальнейшем Россия всегда была только первая».

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz