Эмили Джейн Бронте «Грозовой перевал»

Теперь, помимо новостей музыки и кино, я буду рассказывать Вам и о книгах, которые произвели на меня особое впечатление. Это будут совершенно разные произведения – не обязательно – новинки, но обязательно – настоящие творческие жемчужины. Итак, сегодня мне бы хотелось поведать Вам о единственном литературном романе английской поэтессы Эмили Джейн Бронте (Emily Jane Bronte) под названием «Грозовой перевал».

К сожалению, в России Джейн Бронте не так известна широкому кругу читателей – с ее творчеством знакомились либо в очень узком кругу людей, либо по случайности.

Родилась Эмили 19 декабря 1848 года в Торнтоне - графство Йоркшир. После учебы будущая поэтесса вместе с сестрой Шарлоттой переехала в Броюссель для получения высшего образования, однако тоска по дому вынудила Бронте вернуться Англию.

Первый раз широкому кругу читателей девушка заявила о себе в 1846 году, когда вышел в свет поэтический сборник «Стихотворная Керрера, Эллиса и Эктона Беллов». Однако через два года, во время похорон брата, писательница серьезно простудилась и через несколько месяцев скончалась.

К сожалению, при жизни автора, никто не обратил внимания на ее дебютный роман «Грозовой перевал». И лишь спустя многие годы, когда Шарлотта решила выпустить переиздание, о Бронте заговорили...

«Грозовой перевал» называли настоящим шедевром и всячески достойным похвал произведением, но с определенными оговорками. Дело в том, что книга пронизана тотальной мрачностью, обволакивающей судьбы двух семейств Эрншо и Линтонов. Главных героев, Кэтрин и Хитклифа, связывала непобедимая, но пагубная страсть друг к другу. Эта страсть стала началом мрачных событий в жизни нескольких поколений. Постоянные препятствия, которые не давали возможности двум любящим душам соединиться при жизни, отступили только перед лицом смерти, когда влюбленные оказались в одном гробу вместе.

Как отмечалось английскими критиками, роман вызвал отвращение – неподдельный страх перед яркостью и выразительностью, с которыми были описаны главные персонажи книги – сумасшедшие и отвратительные по сути. При всем при этом, «Грозовой перевал» - это не сага ужасов, это настоящий любовный роман, в котором злости, чувству собственности над человеком, мерзости и капризам тирании противостоят мудрость, сила морали и справедливость. Но персонажи столь грустной истории просто задохнулись от несчастных событий, которые настигли каждого по очереди.

Как известно – личность писателя накладывает определенный отпечаток на его детище. И Эмили – не исключение. В отличие от Шарлотты, у нее не было друзей, Бронте почти ни с кем не общалась и, тем более, мало к кому питала любовные чувства, за исключением ее семьи. Но такой образ жизни отнюдь не сделал девушку слабой, ее характеру была свойственна твердость и даже временами жесткость, которая непостижимым образом сочеталась с мистицизмом. Чтобы понять и осознать правдивость таких слов, следует ознакомиться с такими стихотворениями Бронте как «Пленник» и «Душа моя не из трусливых».

Итак, о чем же повествует история поместья «Грозовой перевал»? Можно было бы ограничиться банальным ответом – о любви, и это будет правдой, но необходимо отметить еще несколько аспектов, на которых писательница попыталась акцентировать внимание. Прежде всего – это проблема семейной морали – это пейзаж ханжеского образа семьи, в котором жило (да и живет поныне) все человечество. Примером тому становится Хитклиф - главный мужской персонаж. Его подобрал на улице и спас от смерти отец Кэтрин Эрншо. В детстве Хитклиф и Кэтрин были лучшими друзьями, а затем полюбили друг друга. Но судьба развела их по разным семьям, что положило начало безумию молодого человека и взрастило в нем тирана, жестокость которого распространилась даже на собственных наследников.

Сама же Кэтрин представляется нам как свободолюбивая, эгоистичная и избалованная молодая девушка, которая любит Хитклифа такой же ненормальной любовью, как и он ее. Но при всей трогательности их отношений она сочла его не годным себе в мужья из-за его необразованности и бедности, после чего вышла замуж за друга семьи - Эдгара Линтона, втайне надеясь, что это поможет Хитклифу хотя бы пробиться в жизни и получить статус. Но путь, вопреки сердцу, приводит к тому, что вражда мужчин доходит до такой степени, что Кэтрин заболевает физически, затем теряет рассудок и, в конце концов, умирает.

Таким образом, читателю демонстрируется - как любви противостоят человеческая глупость и предрассудки, традиции бракосочетания, которые приводят к созданию семей, где каждый друг друга ненавидит. Это путь вопреки сердцу и в угоду человеческим традициям.

Семья в «Грозовом перевале» - настоящая обитель зла. Это сказано без преувеличения и иронии. Главные герои нигде больше не знали такого горя и такой боли, которую они встретили в семьях…

В итоге – главный вопрос романа заключается в том – зачем человечество послушно обрекает себя на муки неволи и жизнь с нелюбимыми? Зачем каждый из нас стремится покорить, поработить, заставить подчиняться того, кто с нами рядом? Зачем мы готовы довести до шизофрении любого в угоду собственным представлениям о том, что есть «правильно», а что «неправильно»? Зачем? Может быть, просто потому, что все мы прокляты? И счастье – это совершенно непостижимый дар, который получают единицы семей из миллиона несчастных.

Зачем мы рожаем детей, чтобы потом их не любить и тихо ненавидеть? Зачем мы обвиняем их во всех своих бедах? Мы «производим детей» на свет с единственной целью – дабы передать им наши богатства, чтобы никто иной после нашей смерти их не получил.

Такие вот мысли возникают после прочтения «Грозового перевала».

Не лишним будет отметить, что столь вызывающее описание семейной жизни йоркширских семей весьма расходится с привычным представлением о викторианских романах. Как утверждают современники, Эмили Бронте будет более корректно отнести к представителям прогрессивного романтизма в английской литературе 40-х годов, хотя и с очевидными дополнениями и оговорками.

Роман хоть и любовный, но с оттенками готического стиля. Однако «готичность» не означает, что в книге нам встретятся вампиры на кладбище… мрачность романа в том, что в нем настоящими кладбищами показаны души людей – наши души…

И, если вы не боитесь нанести удар по своему самолюбию и восприятию традиционной семьи, если вы не боитесь краха представлений о том – какой может быть ваша будущая семья – смело отправляйтесь в путешествие на «Грозовой перевал». В противном случае – просто предпочтите «не заметить» этой книги – в ваших же интересах… в интересах вашего душевного равновесия…

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz