Сокровище, которое нашел «Ежик в тумане»

Наверное, трудно сейчас найти человека в нашей стране, который не слышал о мультфильме «Ежик в тумане». Это уникальное произведение Юрия Норштейна в свое время покорило не только СССР, но и весь мир. Множество философов, психологов и даже психиатров до сих пор гадают над тем - в чем секрет столь невзрачного, на первый взгляд, мультфильма, который своей экстраординарностью способен привлечь внимание любого из нас. Я предлагаю Вам еще раз окунуться в сказочный феномен маленького путешественника, и попытаться найти сокровище, которое Ежик приобрел в конце пути...

В детстве каждый из нас, наверное, смотрел «Ежик в тумане». Однако он никак не вписывается в череду мультфильмов советского прошлого. Вспомните основные постулаты анимации в СССР - это, в первую очередь, яркие и красочные работы. Как правило, в них много смеха и веселья. Одним словом, главная задача мультипликаторов того времени заключалась в развлечении подрастающего поколения.

Совсем недавно в одном из детских садов был проведен эксперимент - детям предложили двадцать мультфильмов - совершенно разных и не похожих друг на друга. Когда юные мальчики и девочки расхватали заветные диски, среди которых были «Черепашки ниндзя», «Маугли», «Баратино», «Шрек», «Король лев», «Золушка» и «Морозко», то на столе остался лежать лишь один мультфильм, который не пожелал смотреть ни один из детей - это «Ежик в тумане». Что бы это могло значить? Кто-то из нас может подумать, что дело в скудной анимации или в том, что это всего лишь короткометражное произведение, коих в СССР рисовали десятками... Но, все эти мнения ошибочны.

Дело в том, что после просмотра понимаешь, что «Ежик» создавался не только для детей. Можно даже добавить - в первую очередь - не для детей.

В работе Юрия Норштейна нет ни красочной истории, ни пестроты радужных персонажей... Не удивительно, что мрачная атмосфера леса, в который отправляется наш колючий герой, пугает юных зрителей.

Но представители старшего поколения обязательно почувствуют особый дух мультфильма, его необъяснимую и влекущую атмосферу... А это ныне дорогого стоит. Особенно, если взглянуть на современную анимацию, которая, на мой взгляд, переживает кризис духовности.

В 2003 году в Токио проходил мультипликационный фестиваль «Лапута». Его организаторы провели опрос более чем у 140 мультипликаторов и кинокритиков в разных странах мира. Главная цель опроса заключалась в том, чтобы определить - какую работу специалисты считают «мультфильмом всех времен и народов». По полученным данным был обнародован список из 150 лучших анимационных работ. «Ёжик в тумане» занял первое место, то есть стал лучшим мультфильмом во всем мире. Таким образом, работа Юрия Норштейна стала известна практически во всех странах. Столь неожиданным выбором кинокритики и аниматоры подстегнули мировое сообщество к раскрытию философской идеи этого проекта. Как говорится, хороший фильм - это тот, который после просмотра оставляет в человеке вопросы, на которые нужно обязательно найти ответы.

Но список призов «Ежика» на этом не заканчивается: самой первой награды творение Норштейна удостоилось еще задолго до токийского триумфа - в 1976 году на XI МКФ фильмов для детей и юношества в Тегеране. Затем последовали почести на XIII МКФ в Чикаго, в 1977 году мультфильм удостоился приза XV МКФ в Хихоне, а в 1978 году колючий гость из СССР покорил XXVIII МКФ в Мельбурне.

По словам Норштейна, для него искусство - это, в первую очередь, содержательность в сочетании со скромностью. Именно таким режиссер видел своего персонажа - скромным, обаятельным, но, в то же время, ярким героем...

В этом мультфильме отсутствует классическая форма повествования - путешествие Ежика оборачивается то ли явью, то ли сном, от которого совсем не веет детской сказкой. И эта «детскость» заканчивается, как только колючий герой попадает в туман - чтобы узнать - каково там - в белой пелене неизвестности. И здесь на маленькое существо обрушиваются все страхи, знакомые каждому еще с детства. Откуда ни возьмись на Ежика падает огромный лист, улитка кажется неестественно крупной, и еще кто-то движется в тумане - кто-то «не хороший»... Лес напоминает старинный готический замок с его древними обитателями и подкарауливающими ловушками... А все это ради чего? Ради того, чтобы добраться к дому медвежонка и считать звезды на небе. Те звезды, которые слева от трубы - они достались Ежику.

Малиновое варенье, можжевеловые веточки и самовар - драгоценная награда, которая ждет колючего героя в конце пути...

На лицо яркий сюрреализм Норштейна - фантасмагория повседневной обыденности, что знакома каждому, но и непостижима одновременно. Задумайтесь - неужели вам ни разу не хотелось приукрасить мир, сделать его необычным, чтобы хоть один вечер оказался не похожим на тысячи уже прожитых...

В каком-то смысле Юрий - не просто режиссер, а художник-фантаст. При этом он старается использовать минимум зрелищных спецэффектов и яркой графики.

Некоторые из кинокритиков сравнивают «Ежика в тумане» с работами Андо Хиросигэ - мастера японской цветной ксилографии. В своих картинах Андо изображал не просто сюжетные зарисовки, он старался, в первую очередь, подчеркнуть «зыбкость» и непостоянность природы, а также пугающую атмосферу тумана.

Другие ученые усмотрели в «Ежике» оттенки потусторонней философии, то есть путешествие колючего героя сравнимо с перемещением души между двумя мирами, ведь история начинается в сумерках, где границы между светом и тьмой стираются.

Белая лошадь, безмятежно пасущаяся в тумане, наталкивает на сравнения со славянской мифологией, где ей отведена роль заупокойного животного, и главная задача «белой незнакомки» - помочь душе пересечь границу между мирами. Сама же дорога через лес олицетворяет собой Путь осознания, в середине которого Ежику встречается большой дуб - символ Мирового Древа, которое произрастает сквозь границы нескольких миров. На пути в тумане главному герою попадается темная река, в которую он случайно падает. Это своеобразный образ перехода от одной жизни к другой - как от одного берега к другому. Но и в реке Ежику встречается говорящая рыба, и, словно добрый дух, она выносит колючего героя на берег, олицетворяя тем самым новую жизнь - ведь для Ежика больше ничто не останется прежним... никогда...

Как говориться, сколько людей - столько и мнений - кто-то увидит в работе Норштейна глубокий философский смысл, кто-то почувствует необъяснимую меланхолию, кто-то попытается взглянуть на свое прошлое и будущее, а кто-то просто станет свидетелем удивительного путешествия через лес... Думаю, что любой из нас, выбрав для себя тот или иной смысл мультфильма, будет прав. Потому что «Ежик в тумане» одновременно олицетворяет собой насыщенную полноту жизни и нелепую, на первый взгляд, пустоту...

Но, может быть, это всего лишь мультфильм? Всего лишь... мультфильм...

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz