«Битва титанов» - слабые боги, сильные люди

8 апреля 2010 года в России состоялась премьера нового фильма от режиссера Луи Летеррье «Битва титанов». Фильм является переосмыслением оригинальной картины из далекого 1981 года. В основу сюжетной линии взята греческая легенда о полубоге Персее, которому пришлось отправиться в опасное путешествие для того, чтобы спасти приморский город от уничтожения морским чудовищем Кракеном.

Луи Летеррье известен российскому зрителю по таким картинам как «Невероятный Халк» и «Перевозчик». В мире киноманов найдется не так много людей, почитающих талант француза и вообще считающих, что ему можно было бы доверить такого рода проекты. Однако братья наши Уорнеры («Warner brothers» в простонародье) сделали ставку именно на Луи.

На сегодняшний день киномир разделился на два лагеря – в то время как одни доказывают, что француз многое переосмыслил в работе и представил на суд поклонников качественную картину, максимально насыщенную событиями, и не дающую заскучать на протяжении всего фильма, другие оппонируют, предлагая предать анафеме режиссерские способности Летеррье. Подобного рода перекрестные мнения рождаются практически каждый день, но такого масштабного спора о фильме не было давно.

После «Аватара» Джеймса Кэмерона все, кто только был способен, бросились переводить фильмы в 3Д. Как и ожидалось, жажда наживы и практически двойных сборов в сравнении с традиционными киносеансами привели к тому, что зрителя явно «перекормили». По настоянию продюсеров «Битва титанов» также была выпущена в новомодном формате, однако, сразу хочется предупредить, что у некоторых создалось мнение элементарного обмана. Конечно, в картине присутствуют моменты, радующие глаза буйством компьютерных спецэффектов, но многие схожи во мнении, что нам преподнесли скорее «фальш-3Д».

Над сценарием работали сразу несколько человек - Биверли Кросс, Мэтт Манфреди, Трэвис Бичэм и Фил Хэй. Творческий коллектив dreamiech.ru разделился в оценке проделанной ими работы. С одной стороны, зрителя бросают в пучину невероятно стремительно развивающихся событий, сохраняя темп до самого финала, с другой стороны – в сюжете явно не хватает некоторой «переходности» от причины к следствию. Персея захватили, привели во дворец, тут же отправили в бой, он пришел, увидел и победил. Конечно, было бы несправедливо мерить по одному лекалу весь голливудский кинематограф, также неправильно было бы оценивать в этом плане фильмы разных жанров. Ведь драмы и созданы для того, чтобы акцентировать внимание зрителей на чувствах, эмоциях и самих героях. Боевики же призваны поразить масштабом действия и стремительностью событий. «Битва титанов» явно склоняется к боевику, но создатели картины упустили один важный момент – греческая мифология никогда не являлась собранием историй ради самих историй. В большинстве мифов, и уж тем более в легенде о Персее, есть множество иллюстраций человеческих пороков, которые можно разглядеть только между строк. Если же попытаться воспринимать все прямолинейно, то лучше даже вовсе не браться за чтение.

Многие порадовались возвращению на экраны героя «Аватара» - Сэма Уортингтона, которому досталась роль Персея. После того как Кэмерон раскрыл в актере редкий дар прячущейся за взрослым взглядом детской души, Сэм стал одним из самых желанных претендентов на многие роли. Творческий коллектив dreamiech.ru положительно оценил усилия Уорингтона. Из него получился настоящий Персей – герой с большими возможностями, но маленькими амбициями. Одно только смущало – ну, не брились в Древней Греции как перед походом в армию.

Поклонники оригинальной картины режиссера Десмонда Дэвиса во многом были разочарованы. Кое-то возмущался почерневшим Пегасом, кое-кто сокрушался из-за отсутствия механической совы, ну а кто-то просто брюзгливо ворчал. Глядя на такую бурную реакцию можно сделать, как минимум, вывод о том, что картина все-таки разворошила сердца – пускай не тотальным восторгом и миллионными овациями, но отчасти Луи Летеррье добился своей задачи. Только самый ленивый киноман не согласится с тем, что режиссер весьма и весьма «подрос» в профессиональном плане.

В очевидный плюс картины хочется добавить наличие долгожданной мрачности, которой наполнена греческая мифология. На протяжении многих лет мифы Эллады преподносились в качестве детских сказок, наконец-то нашелся режиссер, придавший этим историям исконную атмосферу страха. Аид в исполнении Рейфа Файнса (Лорд Волан-де-Морт в эпопее о Гарри Поттере) просто неподражаем – первый раз в истории кинематографа бог подземного царства изображен именно таким, каким его описывают легенды Эллады. Он обижен на Зевса и терпеливо ждет своего часа – времени, когда люди поспешат отречься от своих прародителей, и возомнят себя богами. А уж после громогласного «Освободите Кракена!» невольно хочется сжаться в сиденье.

Кончено, «Битва титанов» носит исключительно развлекательный характер. Это мрачная сказка, которая позволяет зрителю еще раз вспомнить детство и окунуться в увлекательное приключение.

Кассовые сборы уже два раза окупили бюджет картины, поэтому сомневаться в продолжении нам не приходится. Однако хотелось бы работы над явными ошибками. То, что не нравится одним, может быть любо другими – об этом никто не забывает, однако так и хочется порой разгневаться на голливудских продюсеров, толкающих художников киноискусства на непопулярные меры. Отнеситесь же к классике чуть более бережно!

И, наконец, самое главное. Совет всем критикам, решившим разорвать «Битву титанов» в пух и прах: перестаньте ждать от каждого фильма зрелища, размаха и философии «Аватара». Мир не заканчивается на детище Джеймса Кэмерона. Позвольте кинематографу быть миром кино, где каждый имеет право на собственное видение. Будьте открыты взглядам режиссера, перестаньте требовать, откажитесь от привычки что-то извлекать. Если зритель не научиться расслабляться и получать во время просмотра удовольствие – от этого станет хуже самому зрителю.

«Битва титанов» - красивая сказка. Не более, но и не менее!

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz