«С.С.Д.» - смерть советским детям в самый страшный день...

4 сентября на экраны нашей страны вышел новый фильм режиссера Вадима Шмелева «С.С.Д.». «Самый страшный день» или «Смерть советским детям» - так расшифровываются эти три буквы. Когда я шел в кино, то, честно говоря, не рассчитывал на что-то особенное или выдающееся, но то, что я увидел, превзошло все мои ожидания и вселило надежду на то, что русский кинематограф переживает второе рождение.

Телевидение объявляет о запуске нового реалити-шоу под названием «Пионерлагерь». Десять участников вместе с очаровательной ведущей Алисой отправляются в заброшенный советский лагерь, где им предстоит побороться за главный приз – один миллион рублей. Каждую неделю один из участников проекта обязан покинуть шоу, в то время, как другие должны будут доказать зрителю, что они достойны победы.

Однако во время репетиции голосования один из молодых людей погибает от рук неизвестного убийцы. Голос в динамиках предупредил: «Правила игры меняются, и теперь главный приз – ваша жизнь…». Единственная возможность спастись – вовремя разгадать тайны детских страшилок про черный автобус, гроб на колесиках и старого мясника…

Жанр «молодежного слэшера» уже давно не оригинален. Удивить нашего зрителя сегодня очень трудно. «Городские легенды», «Крик», «Убить за шестьдесят пять секунд» - сколько еще можно привести примеров подобного кино? Голливуд выпускает подобные фильмы с завидной очередностью и переменным успехом, поэтому попытки русского кинематографа претендовать на какую-то нишу в этом жанре весьма призрачны.

Но рано или поздно это должно было случиться… Тульский режиссер (и сценарист по совместительству) Вадим Шмелев представил на суд зрителей новый проект, весьма отличающийся от его прошлых фильмов, таких как «Код Апокалипсиса» и «Ундина».

«С.С.Д.» - это история о подростках, стремящихся к известности и одержимых алчностью. Сразу стоит подчеркнуть, что фильм ни в коем случае не претендует на звание «философской притчи» или нравоучительного повествования. Скорее, его можно отнести к продукту современной популярной культуры, призванной развлекать.

Но, это совершенно не означает, что фильм не удался. И поговорка «первый блин коком» в данном случае, к счастью, не уместна. Насмотревшись в лихие девяностые откровенного кинематографического мусора, начинаешь вдвойне ценить интересные проекты, которыми наш кинематограф балует зрителя весьма редко.

Для съемок в «С.С.Д.» по задумке режиссера изначально выбирали молодых, не раскрученных актеров. Главное – чтобы каждый из них был не похож на другого, чтобы несовпадений характеров было как можно больше, а, следовательно, героев ожидали бы постоянные конфликты и выяснение отношений. Но не обошлось и без знаменитостей. Звезда телеканала ТНТ Анфиса Чехова возглавила реалити-шоу, исполнив роль «хозяйки лагеря». Стоит отметить, что с драматичностью образа девушка справилась блестяще, раскрыв актерский талант и доказав злым языкам, что она не зациклена на амплуа «гламурной смаковницы». Один из наиболее запоминающихся моментов в фильме -  монолог героини Анфисы, где она весьма в нелестной форме высказывается об участниках шоу: «Как вы мне все противны! Посмотрите на себя – вы же себе глотки перегрызете ради денег. Вы все ненормальные! Потому что на этих чертовых кастингах всех нормальных отсеивают! Вам хочется, чтобы вас узнавали на улицах и магазинах?».

Действительно, иногда в «С.С.Д.» мелькают и жизненные «картинки» – современная молодежь показана просто во всей красе – кто-то готов ради денег пойти на убийство, кто-то пытается утвердиться в глазах окружающих, используя других, а кто-то элементарно себя уродует ради того, чтобы привлечь внимание к собственной персоне.

Как бы там ни было, зритель увидит более десятка смертей, и каждая из них будет итогом бессмысленного существования того или иного героя.

Стилистически картина оформлена по всем законам жанра: юноши и девушки не слушают подсказки «большого брата», расходятся по лагерю, а в конце уже готовы поубивать друг друга.

Но финал переворачивает все верх дном. Казалось бы, убийца обнаружен, и зритель узнает – кто скрывался под маской лошадиной головы. Но, не тут-то было…

Режиссер явно рассчитывает на продолжение. И смею надеяться, что «С.С.Д.» еще не рассказал нам всех тайн, и ответа на главный вопрос фильма мы не получили.

Отдельно стоит поблагодарить Илью Лагутенко и Дмитрия Данькова за отличный саундтрек, который по своей оригинальности и динамичности не уступает западным аналогам, и весьма четко иллюстрирует переживания и ужасы главных героев.

Безусловно, картина придется не всем по нраву. Откровенно кошмарных сцен в «С.С.Д.» нет, но для зрителя фильм будет страшен именно тем, что нам демонстрируется шизофрения российского мировоззрения… советского, если хотите. Обычно кино такого рода создается для единичного просмотра, однако проект Вадима Шмелева как раз из той категории, когда рано или поздно возникнет желание снова окунуться в «детскую страшилку» и попытаться понять – кто же был убийцей? И был ли он человеком?

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz