«Аватар»... И грянул гром...

В декабре 2009 года в истории кинематографа произошла настоящая революция. На экраны вышел новый фильм Джэймса Кэмерона «Аватар». Картина с бюджетом в 230 миллионов долларов просто поражает своей красотой, искусством 3D-технологий и одновременно простым для восприятия, но глубоким сюжетом. Такого Вы еще не видели и вряд ли скоро увидите…

История «Аватара» начинается на далекой Пандоре, являющейся спутником планеты Полифемус, расположенной в звездной системе Альфа Центавра-А. Несмотря на то, что Пандора находится на расстоянии от Земли более чем в 4 световых года, планета представляет для человечества огромный интерес ввиду богатых залежей минерала Унобтаниума, который мог бы полностью решить энергетическую проблему землян. Но не все оказалось так просто - крупнейшее месторождение заветного ископаемого расположено прямо под гигантским деревом, населенным обитателями Пандоры – расой На'Ви.

Датой начала работы над фильмом можно смело считать 1995 год, когда был создан первый вариант сценария «Аватара». Джеймс Кэмерон изначально рассчитывал на выход фильма еще в 1999 году, однако проект оказался настолько масштабным и сложным, что в те времена означало одно – астрономический бюджет в 400 миллионов долларов и использование самых передовых компьютеров силиконовой долины. Несмотря на ошеломляющий успех «Титаника», вышедшего на экраны в 1997 году, ни одна киностудия не рискнула выделить такую сумму, опасаясь возможного провала в бюджете и последующего неминуемого банкротства. Джеймсу не оставалось ничего другого, как отложить «Аватар» в долгий ящик – до наступления лучших времен. Таким образом, работа над картиной была заморожена на десять лет. Но время шло, появлялись новые технологии, спецэффекты становились все более совершенными. В обстановке строжайшей секретности работа над давним проектом была возобновлена.

Изначально «Аватар» планировалось представить на суд зрителей еще летом 2009 года, но создатели картины поступили весьма дальновидно, решив дать кинотеатрам возможность закупить 3D-оборудование, пообещав солидный доход и быструю окупаемость. И не прогадали. Фильм стартовал весьма и весьма успешно, собрав на сегодняшний день в мировом прокате около 233 миллионов долларов! Особенно хочется отметить, что, помимо США, мировым лидером по сборам стала Россия, добавившая в копилку картины более 21 миллиона долларов за первые дни премьеры. По истине, блестящий результат! Теперь понятно, что не зря Джеймс Кэмерон привез в Москву  главный актерский состав фильма на специальную пресс-конференцию.

Творческая лаборатория Dreamiech.ru с уверенностью заявляет, что ничего подобного в визуальном плане в истории кинематографа еще не встречалось. «Аватар» состоит на 60%  из компьютерной графики. Природа Пандоры выполнена настолько визуально реалистично, что не возникает ни малейшего намека на мультипликацию! Большая часть натуры для фильма снималась в Веллингтоне, Новая Зеландия, с возведением крупных декораций и привлечением более сотни рабочих.

Образ инопланетной расы заслуживает отдельного внимания. Режиссер картины прибегнул к услугам Пола Фроммера, представителя Университета Южной Калифорнии, для создания уникального языка жителей планеты. Несколько месяцев ушло на составление одной только грамматики. Актерам, говорящим по сценарию на языке инопланетян, была вручена брошюра «Говорим на На'Ви». Затем Кэмерон пригласил композиторов для  разработки музыки жителей Пандоы. Трёхчастная структура ладов весьма удачно представила звуковую культуру инопланетян.

Стоит отметить удачный подбор актеров. Возвращение героини Сигурни Уивер в космическую бесконечность невольно толкает на сравнение с духом «Чужих». Мишель Родригес, известная нам еще с «Обители зла» предстает в своем коронном образе сильной женщины-военного, при этом не лишенной моральных принципов. А недавний герой «Терминатора», Сэм Уорингтон, играющий главную роль, в очередной раз продемонстрировал неплохое актерское мастерство. Зои Салдана и Стивен Лэнг вдохнули в своих персонажей не меньше харизмы. Инопланетные тела героев Уивер и Уорингтона не просто нарисованы на компьютере – во время съемок на актеров были одеты специальные датчики, фиксирующие особенности черт внешности каждого из них, и только потом на «мимику и движения» была наложена целая орда визуальных эффектов.

Что касается сюжетных линий, то здесь все одновременно просто и сложно. Такого рода картины с чисто коммерческой точки зрения не имеют права обрушивать на зрителя глубочайшие философские теории о предназначении жизни, любви и преданности. В «Аватаре» все легко усваивается – есть персонажи, преследующие материальное обогащение и не видящие перед собой ничего кроме денег или тупого желания поиграть в «войнушку». «Мы пытались им дать дороги…» - сколько глупости в этой фразе. Но звучит она из уст одного из членов экспедиции на Пандору настолько самоуверенно, что невольно начинаешь ежиться от осознания тотальной дремучести современного общества… Но есть и другие персонажи, живущие в гармонии с окружающим миром и от того даже более счастливые, чем люди. На'Ви существуют, прислушиваясь к знакам их мира, и такая жизнь выглядит просто удивительно… Как часто бывает, эти два антипода не могли не столкнуться, когда люди попытались забрать силой Унобтаниум. Творческая лаборатория Dreamiech.ru практически сходится во мнении о том, что человечество давно не было показано столь мерзко и отвратительно. И тут проявил себя режиссерский талант Кэмерона. В фильме нет пошлости, нет какой-либо откровенной чернухи, но люди-колонизаторы предстают в таком виде, что порой хочется закрыть глаза и заткнуть уши.

Зрителю негласно дано право выбора – встать на сторону природы, пронизанной любовью и гармонией или же примкнуть к людскому племени, до зубов вооруженному по последнему слову техники. Что манит лично каждого из нас? Безусловно, разделение во мнениях неминуемо.

Однако, наблюдая поразительную красоту Пандоры, словно созданную по лекалам человеческих фантазий и представлений о рае, нет-нет, а представляешь среди всего этого поразительного торжества природы… какой-нибудь ларек или здание администрации, да  банковскую контору с секретаршами и финансистами… Узрев кошмар, хочется взорвать собственную фантазию и отдаться красотам недостижимой планеты с головой. Думается, что после «Аватара» некоторым будет даже больно вернуться из кинозала в наш привычный мир. И пусть еще Земля жива и красива в не меньшей степени, увидев по дороге домой очередное бетонное здание, хочется плакать… От того, может, что мы слишком далеко отошли от матери-природы?

Как повлияет творение Джеймса Кэмерона на зрителей – еще только предстоит узнать. Картина набирает обороты. Но уже можно сказать, что «Аватар» войдет в историю мирового кинематографа, как один из самых уникальных фильмов. Как в пышном зрелищном образе, так и в своей смысловой сердцевине, грамотно замаскированной, но от того не менее живой.

© Яков Золотов

Вернуться к предисловию...

Hosted by uCoz